На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

158 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Шабалин
    Этот чёрт который Викинг снял будет режиссёром?Вот это будет дрянь кинишко!Съемки фильма «Ст...
  • larisa1969k
    Эти фильмы надо показывать по Первому!Кинофестиваль «Св...
  • Сергей Голышев
    Казахский художник перебрался в Россию. В Казахстане его бы не приняли как художника. Там совсем другая культура.В Москве стартова...

Общий культурный код: в Москве завершился конкурс этномузыки «Вся страна»

Второго июня театре «Градский Холл» прошел финальный концерт Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна». Зачем нужно развивать этническую музыку — выясняла «Культура».

Здание в классическом стиле, построенное по проекту архитектора Ивана Жолтовского, — именно там располагается Градский Холл, было заполнено «болельщиками» — слушателями, приехавшими поддержать коллектив из своего региона. Девять коллективов представляли восемь федеральных округов — от Центрального до Дальневосточного — и новую присоединенную территорию — ДНР. Недаром фестиваль называется «Вся страна».

Масштабный музыкально-просветительский проект собрал сольных исполнителей и вокально-инструментальные коллективы со всей России и воочию продемонстрировал единство и дружбы народов. Придумал же и организовал конкурс Российский музыкальный союз (РМС).

На конкурс поступило 248 заявок от солистов и творческих коллективов из разных уголков нашей страны. Жюри, куда вошли такие музыканты, как джазовый пианист, педагог, композитор Даниил Крамер и пианист, педагог, заслуженный артист России Борис Березовский, выбрало лучшие номера исполнителей из восьми федеральных округов и нового региона РФ — Донецкой народной республики.

Член жюри, поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням Александр Шаганов рассказал «Культуре» о том, как проходил отбор.

— Заявок в оргкомитет было огромное количество, мы, члены жюри, сделали, если так можно сказать, выжимку, отобрав на финальный концерт девять коллективов, исполнителей. Сделать это было трудно. Я переслушивал композиции финалистов три-четыре дня, чтобы не ошибиться, перепроверял себя, поэтому все те, кого мы сегодня услышали — уже победители. Я видел, с каким теплом принимали все коллективы слушатели в зале, в каком они были восторге. Уверен, что такому конкурсу — быть, надо его всячески развивать. Такой фестиваль нужен всем нам, потому что это наши корни, которые возвращают нас к исконному, чтобы мы сохраняли свою идентичность, не становились бы унифицированными, как сейчас это происходит в мире. У нас такие разные народности и этносы, и всех их объединяет русский язык. И при этом мы ценим язык каждой народности. Это все наше, родное. Многоцветие и языков, и музыкальных традиций, и лиц — в этом мы сильны. Россия — это целый мир.

Обратил внимание на теплый прием зрителей и член жюри, сопредседатель Совета РМС, композитор, худрук собственной Мастерской и театра «Градский Холл» Алексей Рыбников, поблагодарив со сцены зрителей за горячую реакцию и эмоциональный прием.

— Низкий поклон всем: и участникам, и слушателям. Этот фестиваль мы проводим впервые, поэтому нам очень важно было понять, найдет ли он отклик. И мы его увидели. Одна из зрительниц сказала: «Это адски духоподъемно». В наше сложное время увидеть счастливых людей, которые наслаждаются жизнью, творчеством и счастливы от того, что живут в этой стране — это так просто, и это так много, — сказал он.

Надо сказать, что целью конкурса было этнокультурное просвещение, сохранение традиционной культуры народов страны и, конечно, укрепление дружбы между ними.

Без сомнения конкурс с этой задачей справился. Сначала каждый коллектив исполнял композицию, которую выбирал сам. Второе же задание заключалось в том, что необходимо было исполнить песню из другого федерального округа. Так, например,

певец, представляющий Дальневосточный федеральный округ, Республику Бурятию,

и победитель конкурса «Вся страна» Чингис Раднаев во втором задании спел казачью песню XIX века.

— Фестиваль — супер, очень рад, что принял в нем участие. Если честно, то я первый раз выступил на таком мероприятия. Не ожидал, что получу первое место. До сих пор не понимаю, почему. Возможно понравилось мое исполнение казачьей песни на мелодию кавказской лезгинки «Ойся, ты ойся». Это было второе задание на конкурсе. В своей же музыке я использую бурятские народные песни, которые я хорошо знаю, ведь по образованию я фольклорист, — эмоционально поделился мнением он с «Культурой».

Кстати, победитель получил кроме памятной статуэтки 350 000 рублей. Второе место и 150 000 рублей получила этно-группа OYME из Приволжского федерального округа, Республика Мордовия. Ее руководитель Ежевика Спиркина считает, что мы должны

гордиться своей историей, культурой, изучать другие национальные традиции и любить друг друга. В разговоре с «Культурой» она отметила, что очень довольна участием в конкурсе.

— Я очень довольна тем, что наш коллектив принял участие в фестивале. Понравился звук, понравилось отношение, для нас все прошло хорошо. Я считаю, что этническая культура направлена против глобализации, поэтому важно ее развивать. Иногда нашу страну сравнивают с США — огромная территория, много этносов. Но я считаю такое сравнение некорректным, Америка была колонизирована представителями Европы, коренное население было практически уничтожено. В России было все по-другому. Коренные население не уничтожалось, с ним искался общий язык, и вот уже на протяжении столетий в стране мирно сосуществуют различные народности и есть взаимное влияние культур, я это почувствовала в Дагестане, когда услышала, что некоторые народные выражения очень похожи на такие же выражения у русских. Есть некий общий код. Мое мнение, чем архаичнее национальная культура, тем больше мы в ней увидим общих культурных кодов.

По ее мнению, в современной этномузыке есть разные подходы, например, word music, где берутся разные этнические инструменты из разных культур и делается музыка. Для собеседницы же этника предполагает микс современных жанров с той или иной национальной музыкальной культурой. Поэтому больше 10 лет участники группы OYME ездят в фольклорные экспедиции за «цитатами» народной музыки. И уже на их основе создают свои композиции. «Зато мы можем сказать о нашей музыке, что в ней есть явное влияние эрзян, мокшан, коми-пермяков, аварцев и ряда других этносов», — говорит Ежевика Спиркина. Сейчас OYME планирует заняться вепской (малочисленный народ финно-угорской языковой группы, проживающий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях — «Культура») традицией и ижорской (малочисленный народ финно-угорской языковой группы, проживающий на Ижорской земле — «Культура»). Если говорить о Дагестане — то это будут табасаранская и лакская культура, причем вся работа будет основана на материале собственных фольклорных экспедиций.

Третье место — 100 000 рублей — получил Нерехтский рожечный хор из

Костромской области, исполняющий русскую народную песню и пастушьи натрубы на русских песенных рожках.

Удивительно, но русский акцент в музыке пришел и с присоединенной территории — ДНР. Фолк-бэнд «Русский акцент» из Донецкой филармонии играет современные композиции, джазовые и рок-пьесы в оригинальных аранжировках для народных инструментов. Этот коллектив получил диплом «За творческую волю к Победе».

На корреспондента «Культуры» самое большое впечатление произвело выступление группы «Хаерако сей» (пер. с ненецкого «Солнечное Сердце») из Ненецкого автономного округа, города Нарьян-Мар. Прекрасные девушки летали и кружились по сцене, словно птицы, исполняя обрядовую свадебную песню невесты в современной обработке.

Член жюри, композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РФ, худрук и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю. В. Силантьева Александр Клевицкий подытожил мнения о музыкальном фестивале.

— Это первый конкурс такого уровня. Подобного мероприятия не было в нашей стране и, мне кажется, что выступавшие группы очень самобытны. В их музыке соединились фолк, этнокультура с современными веяниями, электронной музыкой. Сочетание народных напевов с современными приемами дало уникальное звучание в XXI веке. Судя по работам участников, в этномузыке появляются новые прочтения, элементы, вводятся новые инструменты, которые, соединяясь с народными, дают очень интересное звучание. Интересно, что у некоторых народных инструментов такие звуки, словно их создали для нашего времени.

Я искренне могу сказать, что очень рад, что фестиваль состоялся. Надо, чтобы это имело продолжение, потому что на конкурсе поднимались глубокие культурные пласты и демонстрировалось проникновение одной культуры в другую, что, конечно, способствует обогащению всей нашей культуры, — рассказал Клевицкий "Культуре".

Фотографии: официальная страница Всероссийского конкурса этнической музыки "Вся страна" в ВКонтакте.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх