На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

180 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    С падежами будем когда-нибудь дружить?Ольга Любимова: р...
  • Сергей Дмитриев
    А что станет говорить княгиня Ольга Любимова о комуфляже Мавзолея в юбилейный праздник День Победы?Ольга Любимова: Г...
  • Silver Kont
    Старая вонючая жидовка-русофобка... И кто её приглашает на гастроли?В Ульяновске отме...

Палехские мотивы и современные технологии: сценограф Ксения Гагарина о спектакле «Мифы и легенды Древней Руси»

Театральный художник, в чьем роду несколько поколений палехских мастеров, рассказала «Культуре» о своей работе над постановкой, премьера которой на днях состоялась в Екатеринбурге.

В 2024 году исполнилось 100 лет производству палехской лаковой миниатюры. К юбилею народного промысла Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная лаборатория театра и фольклора поставили в Екатеринбурге спектакль «Мифы и легенды Древней Руси», в котором использован современный видео-арт по мотивам палехского искусства.

В спектакле звучит народная музыка в исполнении Уральского государственного русского оркестра и участвует фолк-группа «Солнцеворот». А сюжетной основой стали мифы и легенды Древней Руси.

Как современные технологии помогают в решении сценографии новой постановки, накануне премьеры рассказала театральный художник Ксения Гагарина (урожденная Булдакова), которая сегодня живет и работает в Санкт-Петербурге.

— Ксения Владимировна, вы родились в Палехе, учились в Палехском художественном училище. Расскажите, как вы начинали свой творческий путь.

— Огромное влияние на меня оказали родители: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка. Все они тоже художники. С раннего детства я видела, как они работают с красками, делают кисточки, получают твореное золото из листков сусального золота. В такой атмосфере я и росла. К нам в гости приходили художники — коллеги родителей или мы собирались у кого-то в гостях. Прекрасно помню художественные мастерские, где обитали дети художников и с малых лет впитывали секреты производства лаковой миниатюры.

— Ваши родители — известные палехские мастера Владимир Васильевич и Наталья Борисовна Булдаковы. Расскажите, пожалуйста, немного о них.

— Мама родилась в Палехе, в семье Бориса Васильевича и Марии Алексеевны Буреевых, которые всю свою жизнь посвятили палехскому искусству. Конечно, мама не могла не проникнуться красотой и изяществом этого промысла, и пошла по стопам родителей.

Папа приехал из Пермского края — города Чусового — учиться в легендарном Палехском художественном училище имени А.М.Горького. Он рассказывал, что мечтал стать настоящим художником, но в его родном городе можно было получить только профессию учителя рисования.

Так они и встретились — в училище. Сначала вместе учились, потом стали вместе работать в художественных мастерских, а затем и поженились.

Они очень любили свое дело, трепетно относились к традициям, стали одними из ведущих художников Палеха. А папа позже все-таки получил педагогическое образование по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и преподавал в том самом училище в Палехе.

— Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге, но сотрудничаете с театрами в разных регионах страны. Для кого-то делаете кукол, для кого-то костюмы. Удаленный формат усложняет творческий процесс или дает большую свободу?

— Я поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, окончив которую получила специальность «Художник-постановщик в театре кукол». Поэтому начала свой профессиональный путь именно в театре кукол, но со временем вышла из этого формата. Сейчас я работаю в основном с крупными формами — оформляю спектакли, создаю костюмы для актеров. Удаленный формат начался с коронавирусного 2020 года. Ко мне тогда обратились из Челябинского Камерного театра, где ставили пьесу «Макбет». С одной стороны, удаленный формат — это здорово: можно работать из любой точки мира, не нужно ехать куда-то далеко. С другой стороны, не всегда получается решить какие-то моменты по телефону или видеосвязи: нужно все-таки лично приехать в театр и увидеть результат своими глазами, все пространство целиком. Особенно с костюмами, иногда хочется просто самой взять и показать, а приходится искать референсы, что порой занимает много времени. Впрочем, мир нам продиктовал такие условия, и мы, художники, адаптировались.

— Какая тематика для вас самая близкая?

— Мне нравятся совершено разные темы, и чем они контрастнее, тем мне интереснее. Получается, что каждый раз перед тобой новая сложная задача. И чем сложнее, тем интереснее. Например, последние два года, заказывая эскизы костюмов, мне ставят задачу, чтобы они были одновременно и традиционными, если, скажем, мы ставим Пушкина или Шекспира, и в то же время включали современные элементы, понятные зрителям. Сделать микс, который понравится и постановщикам, и публике, — вот это интересно.

— Вы оформляли раньше спектакли в стиле палехского искусства?

— Так получилось, что нет. После художественного училища и окончания театрального института мне захотелось попробовать что-то другое, новое. Все пять лет меня учили писать в академической манере, а у меня возникло желание даже стиль поменять в рисунке, так что я немного отошла от палехской школы, но все равно фундаментальная база, которую мне дало училище, никуда не делась. Это проявляется и в моей любви к черному цвету: черное пространство сцены — словно черная шкатулка. Я рада, что Благотворительный фонд актеров пригласил меня в этот проект, посвященный столетию палехской лаковой миниатюры. Режиссер спектакля «Мифы и легенды Древней Руси» Олег Тополянский поставил интересные задачи, все как я люблю. И костюмы, и декорации, и иллюстрации — мы все обсуждаем заочно: он из Москвы, я из Санкт-Петербурга, а швейная мастерская находится в Екатеринбурге, где и будет проходить премьера постановки.

— В спектакле «Мифы и легенды Древней Руси» участвует оркестр, и из-за отсутствия на сцене места для декораций создали видеоряд с использованием ваших работ. Как вы относитесь к современному видео-арту в спектаклях и концертах?

— К современному видео-арту я отношусь прекрасно. Технологии развиваются и становятся неотъемлемой частью театрального процесса. Это большая помощь и художникам, и актерам, и всей постановочной группе. Но иногда постановщики считают, что использование видео вытянет весь спектакль. Это не так, может получиться наоборот, и видеоряд будет мешать и отвлекать от действия на сцене. Так что создателям нужно быть аккуратными, чтобы видео-арт органично вписался в концепцию театрального произведения.

— Значит, постановки на стыке жанров вас не пугают?

— Напротив. Как я уже сказала, чем сложнее задача, тем интереснее. Совмещение жанров интересно тем, что невозможно где-то подглядеть и выдать за свое. Это всегда увлекательная работа по поиску материалов, изучению деталей, «сочетанию несочетаемого». Творчество чистой воды, хотя иной раз и мучительное.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Я ищу его везде — в природе, в людях, в каких-то воспоминаниях, в детях, что потом, безусловно, отражается на работе. Звучит пафосно, но вдохновение можно найти везде, нужно только научиться видеть и не отказываться от чувств.

Фотографии предоставлены Ксенией Гагариной.

 

Ссылка на первоисточник
наверх