На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

180 подписчиков

Свежие комментарии

Мария Лемешева, редакционный директор журнала «КиноРепортер»: «Культура цементирует нацию»

25 марта — День работника культуры. В нашей стране этот профессиональный праздник отмечается с 2008 года и является отличным поводом, чтобы поговорить о культуре в целом и о ее роли в современном обществе. Почему культуру и искусство нельзя финансировать по остаточному принципу? Из чего должен состоять багаж культурного человека? И с какими проблемами сталкиваются сегодня работники этой сферы? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

— Мария, в советские времена, если человека называли «бескультурным», это воспринималось как серьезное оскорбление…

— Да, но в бытовых ситуациях это слово чаще всего использовалось как синоним слова «невоспитанный». Тем не менее не все так просто. Понятие «культура» всегда было многослойным. С одной стороны, оно включает в себя этикет: все знают, как правильно вести себя за столом, что нельзя класть локти на стол и так далее. Но чтобы считаться по-настоящему культурным человеком, этого мало: здесь речь идет об образовании и кругозоре, а также об умении принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях.

— То есть, если я могу отличить Кафку от Достоевского, а Айвазовского от Сальвадора Дали, я могу считать себя человеком культурным?

— Культура — не просто набор знаний, хотя наличие информационного багажа, безусловно, приветствуется. Но если ты можешь перечислить все произведения Моцарта и пересказать все труды Кьеркегора и при этом ничего не чувствуешь, соприкоснувшись с великим произведением искусства, то просто зря потратил время, изучая историю музыки и философию. Потому что задача гуманитарного образования — не забить голову человека фактами и даже не научить его ориентироваться в мире искусства, а помочь ему разработать свой аппарат восприятия, научить его взаимодействовать с плодами творчества поэтов и музыкантов. И стимулировать человека на внутреннее сотворчество с большими художниками.

— Но если мне, допустим, банально не нравится Моцарт — что делать?

— Если какое-либо произведение не вызывает у вас внутреннего трепета, не надо заставлять себя его полюбить. Даже самый разносторонний и любвеобильный в плане искусства человек не может обожать все. Найдите того творца, который вас завораживает. Пусть вам не слишком близки картины Матисса или фильмы раннего периода Бунюэля — ничего страшного. Возможно, вам понравится Малевич или Карл Дрейер. Просто ищите своего проводника в мире искусства, и вы всегда его найдете, потому что вселенная творчества бесконечна. Другое дело, что в случае с классикой я бы советовала дослушать/дочитать/досмотреть произведение до конца и только потом принимать решение — твой это художник или нет. Кстати, очень часто бывает так, что к многим великим книгам/картинам/фильмам приходишь не сразу. Когда сегодня сталкиваешься с произведением, которое показалось тебе абсолютно чужим лет двадцать назад, вдруг чувствуешь, что оно тебе откликается, что оно говорит с тобой на одном языке. И это в первую очередь из-за того, что твой внутренний мир за этот период сильно изменился: ты много взаимодействовал с работами других творцов, прошел огромный путь сотворчества — и научился слышать то, чего раньше не слышал.

— Я знаю довольно много людей, которые прошли именно такую дорогу: сначала увлеклись более доступной и привычной для восприятия музыкой Чайковского, а сейчас с удовольствием слушают Шнитке и Губайдулину.

— Да, это один из самых действенных методов популяризации культуры и искусства: мы ведем аудиторию к сложному через простое. Входов в искусство бесконечное множество: кто-то навсегда влюбился в кино, посмотрев «Властелина колец», — а сейчас верный адепт творчества Бергмана и Антониони. Кто-то начал учить английский язык и читать Шекспира в оригинале, увидев на экране «Ромео и Джульетту» Франко Дзеффирелли или База Лурмана. Кстати, коллаборация разных видов искусств в вопросах популяризации очень помогает. Недавний пример: сериал «Преступление и наказание», снятый Владимиром Мирзоевым. Пока он шел в онлайн-кинотеатрах, во всех книжных магазинах романы Достоевского исчезли с полок. Их начали читать массово, запоем, взахлеб. А кто-то пришел к «Преступлению и наказанию» через иммерсивный спектакль, который идет в Москве: здесь нет границы между сценой и зрительным залом, что создает эффект максимального погружения и является сильнодействующим средством для аудитории. Так что взаимодействие разных видов искусств — это оружие невиданной силы, пренебрегать которым попросту глупо.

— День работника культуры может как-то способствовать сближению людей из разных областей искусства?

— Конечно! Он для этого и создавался. Кто-то до сих пор думает, что это профессиональный праздник библиотекарей, музейных работников и организаторов массовых мероприятий. Это неправда! День работников культуры объединяет людей всех творческих профессий, а также менеджеров культуры, продюсеров и популяризаторов культурного наследия.

— Кстати, о культурном наследии. Мы живем в сложные времена, и кому-то может показаться, что вопрос приобщения к культуре и искусству — не самая острая сегодняшняя проблема…

— Очень странная позиция. Начать с того, что любой исторический период можно назвать «сложным»: «легкие времена» — это оксюморон, их не бывает. Во-вторых, именно культура и искусство формируют мировоззрение человека, вылепливают его личность: ни школе, ни науке, ни телевизионным ток-шоу такая задача не по зубам. А справиться с вызовами современности, найти ответы на непростые вопросы и принять верное решение может только человек думающий и эмоционально чуткий. Таким он может стать только через взаимодействие и сотворчество с большими художниками. Плюс давайте не будем забывать об общем культурном коде: именно культура цементирует нацию. Без нее нет общности, нет страны. Поэтому, если мы не хотим потерять собственную идентичность, если наше общество хочет развиваться дальше в гармонии, культура и искусство должны быть во главе угла. Их ни в коем случае нельзя финансировать по остаточному принципу, иначе через пару поколений наши дети превратятся в сытых и механически действующих болванчиков, не способных анализировать происходящее. Да и мы сами утратим способность думать, сочувствовать и сопереживать.

— С какими проблемами сталкиваются сегодня работники культуры?

— Если говорить о деятелях искусства, то для них на первом месте всегда был и всегда будет вечный вопрос — это выбор темы. О чем писать и снимать, каждый решает сам, но поиск болевой точки, актуальной не только для художника, но и для общества в целом, это всегда процесс непростой. Главное, чтобы этот выбор был искренним, а не конъюнктурным. И чтобы у автора не было цели понравиться публике, угадать запросы аудитории и т. д. Иначе произведение будет изначально мертворожденным. Другие проблемы связаны с финансами и производственным обеспечением. Возьмем сферу кинопроизводства. Здесь ситуация очень неоднозначная. Все компьютерные программы (графика, монтаж, звук и т. д.) — продукт крупных иностранных компаний. Приобрести их сегодня лицензионно крайне проблематично, поэтому используются те, что были куплены еще до санкций, или идет поиск каких-то окольных путей. Российских аналогов такого уровня и масштаба до сих пор нет. Похожие проблемы с оборудованием для съемок и кинопоказа: оно все иностранное. До недавнего времени в нашей стране не производили даже штативы, что уж говорить о высокотехнологичных камерах или DCP-проекторах. Да, определенные разработки ведутся, альтернативные технологии внедряются, но до полноценного импортозамещения еще очень и очень далеко. Тем не менее кое-какие положительные подвижки в этом направлении есть: например, якутская система кинопоказа «Экстра Синема», успешно опробованная в небольших кинотеатрах Республики Саха. Ее сильные стороны — дешевизна по сравнению с зарубежными аналогами и безопасная доставка контента без физического носителя. Правда, выйти за пределы своего региона производителям пока не удается.

— Мария, вы также сказали про финансовые проблемы кинематографистов. Но ведь кино сегодня щедро спонсируется государством…

— Да, и спасибо за это Министерству культуры и Фонду кино: яркие и необычные проекты сегодня получают много возможностей для реализации. Особенно я рада за дебютантов: у талантливых выпускников сегодня есть уникальная возможность получить стопроцентное финансирование на свои фильмы. Тем не менее есть нюанс. И имя ему — инфляция. Кинопроизводство — процесс небыстрый. С момента подсчета первой сметы до выпуска фильма в прокат проходит несколько лет. За это время стоимость производства может существенно вырасти, что, например, и случилось с отличной драмой Алексея Германа-мл. «Воздух»: она была запущена в производство еще до пандемии, в 2018 году, а вышла из съемочного периода в 2022-м. По словам режиссера, за эти четыре года цены на оборудование и стройматериалы резко взлетели вверх, поэтому пришлось искать источники дополнительного финансирования. И это далеко не единичный случай. Вопросы, связанные с оборудованием и финансированием, являются актуальными и для всех других сфер творческой деятельности. К счастью, с 2019 года в нашей стране активно работает национальный проект «Культура», в рамках которого уже было сделано очень многое (например, построено и отреставрировано несколько тысяч культурных объектов). Это говорит о высокой заинтересованности государства в области культуры, поэтому я уверена, что и проблемы импортозамещения постепенно будет решены.

Фотографии: Иван Куринной.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх