Ведомство Валерия Гергиева завершило год традиционным обращением к вершинам фортепианного искусства. Искушенная публика с восторгом приветствовала мэтров и с радостью открыла новые имена, подтвердив, что интерес к «незрелищной» и серьезной музыке в России исключительно велик.
Написал, что незрелищная музыка – и задумался, правда ли?
Верно, что «классический» зритель, отправляясь в академические пространства, с большей охотой выбирает спектакль, предполагающий синергию звука и действия. Особенно если это эффектная постановка известной оперы, например. Но вот на сцене монохром: черный рояль, черно-белые клавиши и пианист в строгом костюме. Сзади – оркестр, если он вообще заявлен в этот вечер. И вдруг начинается самое настоящее действо – страстное, с надрывом, экзальтирующее публику. Иначе и быть не может, когда в прямой контакт с композиторским гением, увлекая за собой аудиторию, входит вдохновенный интерпретатор. Фестиваль Мариинского театра собирает именно таких.
«Лики современного пианизма» состоялись уже в девятнадцатый раз. И почти все эти два десятилетия Мариинский театр блистательно выступает на поле, традиционно принадлежащем Санкт-Петербургской филармонии с ее богатейшей афишей. Такая конкуренция только на пользу, учитывая устойчивый спрос на фортепианную музыку, сложившийся в культурной столице. В эти предпраздничные дни в Концертном зале и на Новой сцене Мариинского театра прозвучали не только названия, гарантирующие аншлаги, но и редкости, настоящие фортепианные «лакомства».
Изящным, внимательным и благосклонным жестом со стороны Мариинского театра в отношении молодых пианистов стал вечер-преддверие фестиваля, когда в их исполнении прозвучали фортепианные сонаты Сергея Прокофьева. Шесть имен, среди которых на «взрослую» сцену полностью вступила лишь Елизавета Украинская, которая уже сама преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Среди ее творческих достижений значатся многочисленные зарубежные выступления, а также лауреатство и победы в конкурсах, проходивших не только в России, но и в Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании и ЮАР. Остальные участники концерта – молодые и очень молодые пианисты в возрасте от семнадцати до двадцати двух лет. Зато какие послужные списки. Эвелина Скрипачева является обладателем Гран-при конкурса «Санкт-Петербургские рождественские ассамблеи», Дмитрий Феденко получил главный приз на Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие», который проводится в центре «Сириус» Краснодарского края. Виталий Петров покорил жюри фортепианных смотров в Стокгольме, Вене, Берлине и Сеуле, а на конкурсе «Мюнхенский клавир-подиум для молодежи» ему присудили сразу четырнадцать специальных призов. Даниил Свидлер был в числе лучших на конкурсах в Италии, Испании и Германии. А студент Ростовской консерватории, обладатель первой премии и золотой медали XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского Сергей Давыдченко не только открывал фестиваль, но и дал заключительный концерт нынешнего смотра, исполнив в последний день года Концерт для фортепиано с оркестром Римского-Корсакова, Концерт для фортепиано и духовых инструментов Стравинского и «Болеро» Равеля. Про музыкальные корни исполнителя я упомянул не просто так: Сергей Давыдченко является учеником профессора Ростовской консерватории Сергея Осипенко, входящего в список главных имен современной отечественной школы фортепиано. Свой творческий путь при наставничестве Осипенко начал и один из самых ярких российских пианистов Даниил Саямов, представивший на «Ликах современного пианизма» прелюдии Клода Дебюсси и сочинения Моцарта и Листа. И раз уж речь зашла о наставничестве, невозможно не заметить, что уже упомянутая Эвелина Скрипачева является ученицей легендарного петербургского педагога Зоры Цукер, которая привела в искусство таких музыкантов, как Мирослав Култышев, Алексей Вяхирев, Мария Деревягина, Евгений Зарецкий и многих других. Воспитанники Зоры Цукер дали в рамках фестиваля отдельный концерт – и это совсем молодые, даже детские имена. Пока никто не знает, какое место уготовано им в будущем российского пианизма, но пусть они прозвучат уже в этом тексте – ведь участие в фестивале Мариинского театра само по себе что-то да значит: Мария Стародубцева, Добрыня Буценко, София Орлова, Ярослава Червонных, Анна Крушинова, Мария Карзова, Элина Труфанова, Ульяна Дегтярева.
Но пока славное будущее начинающих артистов еще не настало, у музыкальной публики была возможность насладиться мастерством нынешних звезд. Первым топовым концертом стало почти утреннее открытие фестиваля, когда Борис Березовский исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром Шопена, а Мира Марченко – вариации на тему детской песенки Эрнё Донаньи. Равель со своим «Болеро» тоже прозвучал, вызвав тот самый бег мурашек по коже. Страдания меломанов, добравшихся до Концертного зала Мариинского театра в субботний полдень, были с лихвой компенсированы. Тем более, что место за пультом занял Валерий Гергиев. Маэстро не мог пропустить и концерта, в котором прозвучали Восьмой концерт для фортепиано с оркестром Моцарта и Первый концерт Мендельсона, а также его Четвертая симфония («Итальянская»): партии фортепиано исполнили сооснователь фестиваля «Лики современного пианизма» блистательная Мира Евтич и пианист Абисал Гергиев.
Еще одним выступлением, потрясшим искушенную мариинскую публику, стал вечер Вадима Монастырского, в исполнении которого прозвучали Шестая соната Прокофьева, Четыре прелюдии Владислава Успенского, «Погребальное шествие» Ференца Листа и «Картины-настроения» Рихарда Штрауса. Музыкант с многолетней международной карьерой не только звезда мирового уровня, но и признанный педагог, пользующийся уважением фортепианных школ разных стран. Шестая соната Сергея Прокофьева неофициально именуется «предвоенной»: она написана в 1940 году, когда ощущение надвигающегося на Родину фашизма уже охватило творческую часть советского общества. Это сочинение входит в так называемый разряд «не для всех» – настолько она драматична, экспрессивна, сокрушительна в своем звучании. Конечно же, классическая музыка далека от «прямой речи» и каких бы то ни было непосредственно указующих жестов. Но чувство времени и обостренное восприятие реальности, исполненной страшных предзнаменований, были крайне характерны для Сергея Прокофьева. Всю эту палитру эмоций и переживаний Вадим Монастырский передал с феноменальной убедительностью: публика осталась в восторге – а ведь само по себе внимание этой музыке является большим трудом. Еще не могу не сказать, что творчество Вадима Монастырского – непосредственный мост из нашей реальности постмодерна в ту самую советскую школу классической музыки, ставшую одним из важнейших мировых достижений в области искусства.
Но предпраздничное расположение в афише все же обязывало фестиваль предъявить публике и новогодний подарок. Им стало выступление на Новой сцене Дениса Мацуева с Фантазией для фортепиано, хора и оркестра Бетховена и Вторым фортепианным концертом Чайковского. Присутствие на этом событии явилось просто даром небес для тех, кто успел приобрести билеты на неожиданно появившееся в афише представление, ради которого даже был подвинут по времени вечерний показ «Летучей мыши». Абсолютно невозможно сказать, что исполнение в этот день стало эталонным – для концертов с таким составом и подобного содержания никаких эталонов попросту не существует. Прекрасный оркестр, тонко чувствующий своего дирижера, под стать ему был и хор Мариинского театра в апофеозе сочинения Бетховена (главный хормейстер Константин Рылов). Второй концерт Чайковского, выделяющийся девятью фортепианными соло в первой части и выразительными партиями скрипки и виолончели во второй. И четыре блестящих имени: Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Лоренц-Настурика Гершовичи (скрипка) и Олег Сендецкий (виолончель). После овации Денис Мацуев выдал три потрясающих биса: прелюдию си минор на хорал Баха в транскрипции Александра Зилоти, вальс Сибелиуса и – номер, вызвавший детскую радость в академическом зале – вариации на тему песни «В лесу родилась елочка» и других новогодних мелодий. Идеально для того, чтобы завершить музыкально-театральный год и начать ждать следующий, юбилейный фестиваль «Лики современного пианизма».
Фотографии: Наташа Разина (на анонсе), Александр Шапунов (основная фотография), 2024 год; предоставлены пресс-службой Мариинского театра.
Свежие комментарии