С 12 по 16 апреля в Калуге в шестой раз пройдет фестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский».
Фестиваль «Циолковский» ежегодно стартует в знаменательный день — годовщину первого полета человека в космос — и привлекает кинематографистов из многих стран мира. В этом году в конкурсе участвуют фильмы из ста стран.
«И мы им рады! Рады тому, что, несмотря на все усилия недружественных политиков культурные связи не рвутся, а наш фестиваль остается по-настоящему международным», – приводит фестивальный пресс-релиз слова президента МКФ «Циолковский», народного артиста России Игоря Угольникова.
В программе — показы игровых, документальных, анимационных, полнокупольных фильмов и ретроспектив, спектакли, лекции ученых, мастер-классы, встречи с космонавтами, писателями и кинематографистами. В этом году фестиваль будет музыкальным – композитор и дирижер Павел Овсянников представит в Калуге свою героическую эпопею «Вперед, к звездам» — и богатым на самые неожиданные события. Одним из них обещает стать читка пьесы о встрече Константина Эдуардовича Циолковского и Илона Маска, после которой зрители смогут задать вопросы основоположнику космонавтики и предпринимателю, планирующему переселить людей на Марс.
Автор пьесы «Илон Маск и Циолковский» Глеб Данилов рассказал «Культуре», как она появилась.
— Ваша пьеса оказалась одним из самых интригующих моментов фестиваля. Такое впечатление, что вы написали ее только что, на злобу дня.
— Пьеса написана в 2021 году и лежала у меня в столе все эти годы. А появилась она, потому что я тесно связан с темой космоса, и не только потому, что родился в космической столице.
— Но вы же актер, насколько мне известно.
— До 2022 года я снимался в кино и работал в театре, а сейчас продюсирую различные проекты, в том числе фестиваль «Циолковский», на котором я работаю с самого начала. Как исполнительный продюсер этого фестиваля, я должен думать о том, как привлечь к нему внимание, поэтому в прошлом году мы с нашим «Театром села» показывали на фестивале спектакль «Муму» с роботом-собакой, а вот сейчас решили прочитать пьесу о Маске и Циолковском.
Я ее написал к четвертому кинофестивалю, но у нас не получалось ее ни прочитать, ни поставить. А в этом году время для этой пьесы настало, и 15 апреля зрители смогут первыми ее услышать, оценить, покритиковать, задать вопросы. То есть предполагается дискуссия.
— Какие материалы вы использовали для пьесы?
— Я очень внимательно изучил биографию Циолковского. У нас, кстати, на читке будет его правнук, так что нас будут судить по гамбургскому счету. Так как пьеса все-таки фантастическая, а не документальная, некоторая условность возможна, но какие-то детали имеют документальную основу. У меня в пьесе внучка Циолковского просит у него денег на новый велосипед, а он предлагает ей выполнить какие-то задания, чтобы получить эти деньги. У ученого было несколько велосипедов, все ему их дарили, знали, что он любит велосипедные прогулки, но внуков своих он приучал к тому, что каждый должен своим трудом заработать этот велосипед.
— Илон Маск у вас спорит с Циолковским?
— Они, безусловно, и спорят, и обижаются друг на друга. Это разговор двух людей с разным мировоззрением. Циолковский в силу своего возраста, опыта, и, конечно, величия, пытается сказать Маску, что искусственный интеллект не сможет превзойти человека, во главе прогресса будет все-таки стоять человек, а не робот. И вот в этом главное противопоставление героев.
— Возвращаясь к деньгам на велосипед: по сообщениям агентств, вы продаете право на первую постановку своей пьесы.
— Когда мы увидели, что она имеет такой резонанс, решили попробовать ее продать. Дело в том, что наш Театр села сейчас живет в режиме стройки. Напротив здания лежат палеты со строительным блоком. Мы рады такой рекламе, но нам, как негосударственному театру, у которого нет никакого бюджета, интересно свою славу монетизировать, чтобы собрать деньги на ремонт. У нас нет грантов, мы ничего не выигрывали последние два года, есть небольшое количество спонсоров, которые нас поддерживают, есть доходы от гастрольной деятельности, и все.
— Назовите сумму, которую вы хотите выручить.
— Мы условно поставили 30 тысяч долларов, по нынешнему курсу это 2 миллиона 600 тысяч рублей. Мне кажется, это небольшая сумма для крупного проекта.
—Расскажите о своем театре, каким вы его видите в развитии?
—Когда говоришь «сельский театр», люди представляют себе заброшенные коровники, сельский клуб, что-то вот такое. Цель нашего проекта, помимо развития профессионального театрального искусства в сельской местности, уйти от стереотипов депрессивного села, и все наши проекты нацелены на это. Казалось бы, где Илон Маск с Циолковским — и где наше село? Но нет, село живет, оно может привлекать внимание современными проектами, потому что Россия – страна возможностей.
— У вас есть постоянная труппа?
— Нет, и быть не может, мы проектный театр. На проект собираются наши артисты, как правило, одни и те же. Все они выпускники театральных институтов, режиссер Данила Дробиков – мой сокурсник по ГИТИСу, мы окончили курс Владимира Алексеевича Андреева. Часть спектакля наши артисты собирают в Москве, часть — в селе, показываем его мы не больше пяти раз, дальше ездим по фестивалям. Иногда прямо в московских дворах играем, в многолюдных ЖК, нас часто заказывают строительные компании. Приезжаем, прямо как Бременские музыканты, и показываем театр там, где его нет.
— Я прочитала у вас на сайте, что ваш театр находится в старом сельском доме. Вы его ремонтируете или строите новое здание?
— У нас нет места для раздевалок, гримерок и фойе. Мы делаем пристройку сбоку. Там будет хорошая раздевалка и нормальное фойе. Может быть, даже буфет поместится.
Фотографии: Максим Блинов/РИА Новости и (на анонсе) Сергей Карпухин/ТАСС.
Свежие комментарии