Большой и Малый театры впервые в современной истории объединились и поставили «Снегурочку» Островского/Чайковского — спектакль неопределенной жанровой принадлежности. Постановка является реконструкцией первоначального замысла авторов и посвящена юбилею великого русского драматурга.
Оперу «Снегурочка» написал Николай Андреевич Римский-Корсаков – это знают, наверное, даже не учившиеся в музыкальной школе.
Именно она упоминается как пример творческого взлета знаменитого музыкального сказочника в теме про русское искусство второй половины XIX века в школьном курсе истории. Сам Римский-Корсаков считал «Снегурочку» своей лучшей оперой. О том, что в русском искусстве есть еще одна музыкальная «Снегурочка», подозревают немногие.А ведь другая музыкальная «Снегурочка» родилась почти на десять лет раньше корсаковской. Островский, автор драматической пьесы, не просто предпочитал эту версию, но, по сути, был ее соавтором, поскольку писал свое произведение в тесном контакте с Петром Ильичом Чайковским – автором музыки к его весенней сказке. Это не был лишь заказ на музыкальные номера к готовому опусу — пьеса и музыка к ней создавались одновременно. Идея создания большого синтетического действа, спектакля-феерии, в которое были бы вовлечены все три труппы московской императорской сцены – оперная, балетная и драматическая – родилась в Дирекции императорских театров отчасти вынужденно: в 1873-м Малый театр был закрыт на ремонт, его спектакли шли на сцене Большого. Впрочем, музыку к драматическим спектаклям специально писали значительные композиторы и ранее, это была обычная практика что у нас, что в Европе – вспомним хотя бы Бетховена с его «Эгмонтом» или Мендельсона со «Сном в летнюю ночь».
Но в замысле Дирекции было заключено немалое новаторство – Чайковский написал не только инструментальную музыку, но и сольные певческие, и хоровые номера, то есть спектакль должен был стать некой «полуоперой-полудрамой», чем-то принципиально новым.«Большое синтетическое действо» в итоге длилось пять часов и прошло всего семь раз – успех был умеренный, если не скромный. Получилось хоть и новаторски, но очень длинно, да и талант купеческого бытописателя Островского в новом для него сказочно-былинном жанре общественностью был оценен неоднозначно (это осталось единственным опытом драматурга подобного рода). Музыка Чайковского к «Снегурочке» позже использовалась еще трижды в постановках Малого, однако, как ни удивительно, сказка Островского в Доме Островского последний раз была поставлена еще в 1950 году! Наиболее яркие музыкальные номера, такие как песни Леля и Пляска скоморохов, иногда звучат в концертах, а полнее всего музыку Чайковского к «Снегурочке» используют в балете – одноименные постановки и сегодня идут в столице, например, в МАМТе и «Кремлевском балете».
Скромная театральная практика исходной «Снегурочки» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, уходом Островского в несвойственный для него эпический материал – поэтические тексты в «Снегурочке» сами по себе прекрасны, но этого маловато для драматургически удачного построения пьесы. Во-вторых, «гибридный» продукт не породил органического синтеза слова и музыки: и то, и другое существует в «Снегурочке» словно само по себе. И, наконец, появившаяся позже опера Римского-Корсакова с блеском решила все задачи, каких не смогла решить пьеса с музыкой, – и драматургические, и синтетические: будто тексты Островского специально были написаны для пения, а сам сказочный жанр лучше всего смог быть воплощен именно исключительно музыкальными средствами. Подобно тому, как вердиевская «Травиата» затмила пьесу Дюма «Дама с камелиями» (хотя та и ставится иногда и сегодня), подняв драму на новую, невероятную для нее высоту обобщения и накала страстей, так и опера Римского-Корсакова отправила в тень пьесу Островского, при этом дав ей новую форму существования – музыкальную.
Тем не менее, к минувшему совсем недавно 200-летию Островского и к 150-летию первой постановки «Снегурочки» Большой и Малый решили вернуться к исходному варианту – показать пьесу так, как она была задумана когда-то. Два главных российских театра, в императорские времена составлявшие организационно одно целое, но уже давно ведущие совершенно независимую жизнь, впервые вступили в копродукцию – тем самым был продолжен тренд начатый «Новой оперой» на тесное сотрудничество отечественных творческих институций вместо недоступной ныне коллаборации с зарубежными коллективами. В этом музейном реконструкторстве – одна из главных ценностей новой работы: оно продолжило линию Большого, начатую в прошлом сезоне «Аскольдовой могилой» Верстовского, когда современному зрителю дают возможность увидеть то, о чем написано в любой театральной энциклопедии, в любом учебнике или справочнике, но чего в живом театре найти сегодня невозможно.
Новый худрук Малого Алексей Дубровский привел на Новую сцену Большого мастеров и молодежь своей труппы и вместе с оперными певцами, хором, оркестром и мимансом ГАБТа попытался вдохнуть новую жизнь в «Снегурочку». Для этого он существенно сокращает пьесу (чуть не вполовину), которая лишается ряда второстепенных персонажей, и провозглашает в качестве ее лейтмотивов идеи красоты, гармонии и любви. Другие линии – например, языческого жертвоприношения или непростого социального устройства берендеева царства, нелинейных взаимоотношений между его жителями – он оставляет за скобками. Пьеса получается архипозитивной, слишком светлой, даже какой-то сусальной, беспроблемной, не содержащей настоящей драмы — милой сказочкой, больше подходящей для детской аудитории.
Если не искать глубин и подтекстов, если считывать в пьесе Островского только верхний слой, то сказочка получилась весьма симпатичной. Сцену одели во все «ледяное» – пол из оргстекла, подсвеченного снизу, сверху свисают сосульки, похожие на органные трубы, и, одновременно, на свирели пастушка Леля (сценограф – Мария Утробина, свет – Дамир Исмагилов): они полифункциональны – из них складываются и крыши берендеевых домов. В этом пустоватом холодном пространстве существуют веселые обитатели слободки – преимущественно в светлых одеяниях в народном стиле, сюда же прилетают весенние серо-бурые пташки, на трапеции с колосников спускается и Весна – румяная и вся в цветах. Помимо нее на преимущественно пастельном фоне ярким цветком-доминантой цветет буйная красавица Купава в ядовито красном платье. Приближающая к познанию великого чувства любви Снегурочка ближе к финалу поверх своего белесого платья также оденет похожий огненный халат. Еще летает под колосниками чучело Масленицы – весьма эффектно, а вот таяние показано без затей, неинтересно, если не нелепо: Снегурочка постепенно опускается в лючок, а перед тем, как ему захлопнуться у нее над головой, ее венок, дар матери Весны, вышвыривают из-под сцены обратно наверх. В зале раздаются смешки – закономерно, поскольку постановщики не потрудились ни над чудесами, ни над метафорой.
В драматических актерских работах заметна немалая дистанция – между легкими, ироничными и пластичными мастерами Ириной Муравьевой (Бобылиха), Владимиром Носиком (Бобыль), Михаилом Филипповым (Берендей) — и молодыми красавицами Анастасией Ермошиной (Снегурочка), Алиной Колесниковой (Купава), Ольгой Абрамовой (Весна), которые говорят с ультрасовременными интонациями, мешающими поверить в правдоподобие создаваемых ими сказочных образов. Где-то посередине зрелый и брутальный Мизгирь Андрея Чубченко – своего рода мостик среднего поколения, несколько примиряющий антагонизм актерских манер.
Поющих персонажей немного – Мороз, оказывающийся вопреки ожиданиям тенором (его поет и играет Константин Артемьев), привычное контральто Лель (Алина Черташ), бросающий вызов Лелю слобожанин Брусило (задорный тенор Иван Максимейко) — он хочет потягаться с признанным дамским угодником и поискать любовных утех. Солисты Большого качественно озвучивают сольные номера Чайковского, а большего от их персонажей и не требуется – образы нарисованы вокальными средствами и весьма удачно. Кроме сольных партий немало хоров и симфонических антрактов, в том числе танцевальных. За счет этого действо оказывается смещенным от драмы в сторону музыкального спектакля, так что трудно назвать работу Чайковского всего лишь музыкой к пьесе: она стоит где-то на полпути к полноценной музыкальной драме. Коллективы и солисты Большого под водительством молодого маэстро Ивана Никифорчина радуют высоким качеством исполнения и представляют не самую известную музыку русского гения выразительно и прочувствованно.
Фотографии: Дамир Юсупов / предоставлены Большим театром.
Свежие комментарии