Экспозицией, открывшейся 13 марта в центре Москвы, Российский фонд культуры при поддержке Минкультуры и Российского военно-исторического общества отмечает 112-летие поэта Сергея Михалкова и показывает москвичам и гостям города насколько актуальны и сегодня многие плакаты советского периода.
Тридцать шесть работ художников-карикатуристов Бориса Ефимова, Марка Абрамова и Владимира Добровольского, дополненных короткими, но яркими стихами Сергея Михалкова, создавались во время Великой отечественной войны.
В виде специальных альбомов они переиздавались с 1962 по 1976 годы. Но широкой публике были не знакомы. И вот сейчас, спустя более 50 лет они представлены на одном из центральных бульваров столицы.Юлия Субботина-Михалкова, вдова Сергея Михалкова, куратор литературного проекта Российского фонда культуры «Сегодня дети – завтра народ», на открытии выставки процитировала поэта. Он говорил, что талантливая карикатура на политическую тему часто стоит целой статьи на эту же тему. «Смотришь на эти плакаты и понимаешь, что ничего нового в мире не происходит. Нужно лишь видеть это, воспринимать уроки истории и делать из них правильные выводы», – говорит Юлия Субботина- Михалкова.
Писатель Юрий Поляков, также принимавший участие в открытии экспозиции, отметил в качестве огромного ее преимущества то, что она, благодаря инициативе Фонда культуры проходит на бульваре, то есть максимально доступна для горожан. «Поколение, которое сформировалось во время Великой Отечественной войны, сегодня помогает бороться за русский мир. Сегодняшнее творчество во многом опирается на тот, военный опыт. Благодаря вот таким мероприятиям мы можем приобщиться к нему», – добавил Юрий Поляков.
В мероприятии приняли участие ученики художников, потомки создателей плакатов – их дети и внуки. Внук художника Бориса Ефимова Виктор Фрадкин в коротком интервью «Культуре» заметил, что воспринимает происходящее на Гоголевском бульваре как яркое и важное событие: «Во-первых, оно напоминает, какие ужасные испытания пережила наша страна, с каким врагом она сражалась. А во-вторых, выставка показывает, как люди противостояли этому страшному злу – не только оружием, но еще и юмором, сатирой, силой духа. Это очень важно. Мой дед видел всех изображенных им героев еще и на Нюрнбергском процессе, всех тех, кто были «авторами» тех страшных событий».
Актриса Анна Михалкова в ответ замечание «Культуры» о прозорливости ее деда, Сергея Владимировича Михалкова заметила, что история повторяется, сегодня мы переживаем очередной ее виток и видим то, что происходило много десятилетий назад.
Юлия Субботина рассказала, что создавались плакаты как реакция на происходящие в стране события. И в каждый раз это происходило по-разному – иногда строчки Михалкова становились толчком для карикатурных сюжетов художников. Иногда наоборот: стихи Михалкова дополняли уже выполненные рисунки.
Представленные плакаты передают стиль времени, в гротескном виде напоминают об исторических персонажах далекой эпохи, ее событиях – победе советского народа во Второй мировой войне, холодной войны, гонке вооружений и противостояние идеологий. При этом большинство работ рисуют узнаваемые сегодня политические силы абстрактно, что и наделяет старый плакат удивительной актуальностью.
«Палачи между собой тесно связаны петлей», – двумя строчками дополняет поэт Михалков изображение гигантской гильотины, прогнозируя финал военной коллаборации агрессоров. В их же адрес Михалков адресует строки: «Полезно помнить этим лицам, что стало с гитлеровским блицем».
Тема исторической забывчивости, перекликающаяся с сегодняшним днем, прокомментирована авторами плаката выразительным видеорядом и следующим четверостишием:
«Весьма полезно вспомнить ныне
Милитаристам всех мастей,
Как сталинградская твердыня
Незванных встретила гостей».
Стопроцентным попаданием в сегодняшний день можно считать и строки, комментирующие словесный реваншизм французских политиков:
«В Париже так стоит вопрос:
Чем больше бомб, тем выше нос».
И конечно, тема военного финансирования западных стран как необходимость защиты от советской угрозы: «Весьма затасканный сюжет – как ложью оправдать бюджет».
Игорь Смирнов, академик Российской академии художеств считает, что открытие выставки, организованной фондом культуры России – событие выдающееся, настоящий прорыв. Такая выставка должна пройти по всему городу, по всем московским бульварам, убежден художник.
Он считает себя учеником Бориса Ефимова, который являлся еще и известным московским долгожителем — прожил 108 лет. Игорь Смирнов рассказал, как состоялось их знакомство в 1970 году. Смирнову в ту пору было 25 лет, а Борису Ефимову 70. Редакция, куда пришел молодой автор к маститому коллеге, находилась на двенадцатом этаже. Спустившись на первый этаж, Ефимов был удивлен, что его молодой коллега сетует на то, что лифт не работает и не торопится подняться. «Мне пришлось быстро идти за ним по этажам в редакцию. И потом я долго это вспоминал. Это стало для меня примером. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой. Я очень благодарен этому человеку за его помощь – благодаря его содействию меня приняли в Академию художеств», – рассказал Игорь Смирнов.
В рамках выставки предусмотрена мобильная версия для демонстрации в закрытых помещениях. Каждый стенд оснащен QR-кодом для доступа к аудиогиду.
Фотографии: Сергей Булкин / ТАСС.
Свежие комментарии