Газета «Культура»

84 подписчика

Свежие комментарии

  • Алла Дубинина
    Как много новостей из разных волостей. Особенно умиляет что все это теория...Предки славян отп...
  • Игорь ВОСТОКОВ
    Статья написана недругом как СССР , так и современной России, помесь либерала и русофоба.Барбара Брыльска:...
  • ВЛАДИСЛАВ
    Манижа по своим манерам - это очередная Приходько. Та тоже вылезла из небытия за счёт России на Евровидении, а потом ...Манижа выступит в...

МХАТ: новое старое назначение

МХАТ: новое старое назначение

Фото: Сергей Киселев / АГН Москва.



Минкультуры продлило контракт с худруком МХАТа имени Горького Эдуардом Бояковым, Татьяна Доронина держит мхатовскую паузу.

Столица ждала назначения творческого лидера Московского Художественного академического театра имени Максима Горького сразу после майских каникул. Так и случилось. Предпосылкой закономерного предвкушения стали внесенные в конце апреля в Устав МХАТ изменения, согласно которым руководство театром переходит в руки его директора и президента – народной артистки СССР Татьяны Дорониной, руководившей коллективом с 1987 по 2018 год, когда ее сменил Эдуард Бояков. Кадровые перестановки последовали в день вступления Устава в силу – 12 мая.

На следующий день, 13 мая, во МХАТе имени Горького состоялся сбор труппы – на собрание, в соответствие со сложившейся печальной традицией, вызывали по спискам только благонадежных членов коллектива, так что часть актеров осталась за бортом. Собравшимся огласили письмо Министерства культуры о назначении Эдуарда Боякова (его кандидатура согласована с Минкультом) на должность художественного руководителя театра. Действие контракта – пять лет. Безработным Эдуард Владиславович оставался неполные сутки – 11 мая он оставил должность худрука-директора, а 12-го подписал договор о художественном руководстве, не обремененном директорскими функциями.

Кассандрой оказалась пресс-секретарь МХАТа Виктория Мусина-Пушкина, которая в день оглашения нового Устава успокаивала «Культуру», убеждая, что ничего по сути дела не меняется: «Директор теперь возьмет на себя финансовые, хозяйственные, бытовые вопросы. Ни для Эдуарда Боякова – худрука МХАТ имени Горького, ни для его заместителя Захара Прилепина, ни для главных творческих единиц, ни для труппы, ни для административной части театра – вообще ничего не меняется, а сам Эдуард Владиславович наконец-то сможет полноценно заняться исключительно творческими вопросами». О Дорониной она рассказала: «Теперь Татьяна Васильевна не обижена – Минкульт расширил ее права как президента театра. Не знаю, появится ли она в театре или нет, но мы всегда ее рады видеть. Захочет ли она что-то делать – это только она должна решить».

Выбор сделан, но интрига остается. Если Эдуард Бояков сохраняет свое положение, то можно предположить, что МХАТ продолжит постижение йоги, пригласит в лектории, в том числе по корневым вопросам отечественной культуры, поманит танцевальными кружками и эзотерическими умозаключениями – все эти не самые профильные для театра увлечения расцветали в новейшей истории МХАТ. Но поддержит ли эти практики директор, которому (по согласованию с Минкультом и президентом театра) в соответствии с Уставом переданы расширенные полномочия – от управления финансами до права приглашения художественного руководителя – неясно. Хлопотные директорские обязанности сегодня исполняет опытный и осторожный управленец Олег Станиславович Михайлов, но он остается и.о. исполнительного директора, что, конечно, совсем не тоже самое, что директор. Худрук же лишен права финансовых распоряжений, что в определенной степени ограничивает его творческие свободы. Чтобы дело сладилось, распределение средств и творческие поиски должны идти по одному вектору. Михайлов – человек бояковского призыва, но удержит ли он власть?

А Татьяна Васильевна Доронина в театре так и не появилась. Она – из поколения, которое крепко держит данное слово – не переступать порога театра при нынешнем составе руководителей, чьи эстетические взгляды ей чужды. Еще раз озвученное ее требование вернуть роли актерам, выступившим с требованиями возвратить полномочия прежнему худруку, похоже, пока не услышано. Напомним, что Министерство культуры «скорректировало» театральный Устав по итогам проверок, обнаруживших перерасходы средств, нарушения в использовании федерального имущества, выполнении государственного задания, проведении ремонтных работ, использовании президентского гранта, осуществлении государственных закупок.

На встрече с труппой и.о. исполнительного директора Олег Михайлов доложил, что театр провел все мероприятия по ликвидации выявленных нарушений, остался только долг в 72 миллиона рублей, но он – шлейф от прежнего руководства. Правда, никаких деталей при том не раскрыл. Олег Станиславович также сообщил, что по заявлению театра возбуждено уголовное дело в отношении групп в соцсетях, которые размещают информации, «порочащие честь, достоинство и деловую репутацию театра и его руководства». В свою очередь оппоненты –беспокойные и мятежные защитники Татьяны Васильевны, похоже, не опускают руки и будут биться за честь Дорониной и за права на свои спектакли, которых их лишили за вольнодумство. Так что директорский тип правления, по сути прописанный в Уставе, не спустил дело на тормозах, а обеспечил творческую паузу в череде скандалов и неприязней, которые сопровождают МХАТ последние годы. Впереди – летние каникулы, за ними, возможно, новый виток выяснения отношений. Лица актеров, расходившихся со сбора труппы, не светились радостью… Хотя творческие планы были озвучены. В завершение текущего театрального года МХАТ в начале июня сыграет премьеру спектакля об Иосифе Сталине «Чудесный грузин». На начало следующего сезона анонсировались четыре премьеры: «Розовое платье с зелёным пояском» Наталии Мошиной, «Женщины Есенина» и «Хлорофилия» по прозе Захара Прилепина и Андрея Рубанова, трагедия «Ромео и Джульетта» и детский спектакль «Пиноккио». И это – еще не вся перспективная программа.

Фото: Сергей Киселев и Александр Авилов / АГН Москва.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх