Четвертого декабря состоялся показ фрагмента учебной постановки в исполнении слушателей Академии кинематографического и театрального искусства и прошел мастер-класс Никиты Михалкова.
Слушатели представили часовой отрывок пьесы«Снегурочка» с элементами пластической постановки, а затем слово взял мастер.
Уточняя оценку трактовки, Михалков процитировал классика сцены: «Михаил Чехова говорил «слово ничего не значит», имеет значение рождение слова. Слово обретает энергию, значение и смысл только когда я вижу как это слово рождается — важно почему я говорю, что происходит со мной до того, как слово вымолвлено, произнесено… Именно этим –переживанием, а не представлением – отличается классический русский театр, традиционная русскаяшкола от других театров…
Отметив трудность выбранного материала – «сказки, наива, лубка» – Никита Сергеевич предостерег артистов от овнешнения образов: «Неосязаемое, внутреннее, живое, мужское и женское должно бытьощутимо... Мы можем все оформить с точки зрения костюма, сцены, но если вы не даете возможность заглянуть за кулисы ваших чувств, лишь показывая их.., – это не настоящее проживание образа на сценес концентрацией и энергией, энергетическимвлиянием на зрителя, созданием атмосферы».
Михалков предложил слушателям простое упражнение по концентрации. На сцену поднялись трое добровольцев, тут же обнаружился реквизит –теннисный мячик. Требовалось молча «заряжать» предмет подаваемыми Михалковым репликами и с соответствующей подачей настроения бросать партнерам.
Предлагаемые обстоятельства: ночь, девушка приводит домой парня. Оказывается, в квартире не спит отец. Ребята и мяч легко справляются с бытовыми подачами «где была?», «кто это такой?», «ты с ума сошла?», но спотыкаются о тонкую акцентировку: «так мне уйти?» и «решай сам!»
«Понимаете? Это то, о чем мы вообще не задумываемся, – резюмировал мастер, –Представляете, какое здесь количество возможностей и необходимостей для спектакля? На девяносто процентов мы не думаем о том, как использовать инструмент, который Господь нам дал, – наше тело! В кино эта возможность позволяет заменить две страницы текста крупным планом, одной деталью. У Трюффо в солнечный день героиня в слезах выбегаетиз дома, садится в машину и включает «дворники»— ее слезы ассоциируются у нее с дождем, она не понимает насколько она в этот момента эмоциональна, и уже от нее «включается»биологическая память зрителя: он понимает, что на самом деле это не дождь, а слезы. Если мы проникаем в глубину состояния человека, во взаимоотношения характеров и характер взаимоотношений, – все это должно существовать в гармонии – психологический жест и рождение слова, энергия слова и энергия взгляда.
От энергии сказанного на сцене зависит все… и если десять минут на сцене совпали с десятью реальными минутами в зале, когда они соединились – это уже очень хороший спектакль.
Фотографии предоставлены Академией Н. С. Михалкова.
Свежие комментарии