На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

156 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Заварухина
    Да в конце то концов, до коле, наш народ будет терпеть ЭТО недосемейство ПуГалкиных? " КОБЫЛА С ВОЗУ, ТЕЛЕГЕ ЛЕГЧЕ"  ...В Госдуме прокомм...
  • Наталья Середа
    Ой! А у нас оказывается министр культуры есть!Ольга Любимова в ...
  • Mark Kapustin
    Известные артисты...

Премьера спектакля «Темные аллеи» Центра театра и кино Никиты Михалкова: метаморфоза удалась

Битком набитый зал, аплодисменты, в финале овация. «Темные аллеи», новая премьера Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова, им же и поставленная, прошла с большим успехом.

Спектакли Центра идут в учебно-театральном комплексе ГИТИСа в Новых Черемушках. Его собственное здание пока на ремонте, а Новые Черемушки совсем не театральный район. Но у театра есть своя публика, внимательная, отзывчивая и благодарная. Спектакль не прост, но она его поняла и приняла.

«Темные аллеи» — очередная постановка Центра театра и кино из цикла «Метаморфозы». Здесь это название оправдано буквально: «Руся», «Крем Леодор», «Темные аллеи» и «Таня» Бунина, чеховские «Из воспоминаний идеалиста» и «Невидимые миру слезы» показывают, как на протяжении каких-то двух часов может меняться театральный спектакль и в каких разных жанрах могут работать актеры. От психологического театра — к гротеску, от пластической драмы — к фарсу: интереснее всего, когда мультижанровым становится отдельный сюжет. Начавшись как спокойное психологическое повествование, «Темные аллеи» оборачиваются яростным пластическим представлением (хореограф Сергей Землянский), где мужчина и женщина разговаривают не только друг с другом, но и со звездным небом, со Вселенной. Гениальная проза Бунина, история барина, выслужившего генеральский чин, но так и оставшегося слабым человеком, и всю жизнь любившей его крепостной, — женщины цельной, сильной, оставшейся верной чувству, но не умеющей прощать, передана здесь не только словом, но и движением. Красками и энергией сценического действия.

Развевается, словно по ветру, красная юбка, опрокидывается на них двоих темное небо — и кажется, что на всем свете нет никого, кроме тех, кого Бунин назвал Надеждой и Николаем Алексеевичем. Здесь уловлены дух, нерв бунинской прозы, это своего рода комментарий к тексту, его авторская, режиссерская интерпретация. А чеховские «Невидимые миру слезы», завершающие спектакль, упоительно смешной фарс, где действует и не предусмотренный автором медведь. Он пришел не из чеховской шутки-комедии: это видение находящегося в тяжелом запое главного героя. Объясняясь с женой, тот пытается прогнать наваждение, но медведь внезапно материализуется и вмешивается в действие. Жена мечтает об иной, лучшей, правильной жизни, а мужу всего лишь надо получить ключ от буфета со спиртным. В конце концов хозяйка дома махнет на все рукой, по ее знаку медведь подхватит пьяницу «на лапы», в комнату ворвутся гуляки, и начнется такое… Это уже отчасти театр абсурда, и он тут тоже уместен.

Режиссер свободно играет с театральными формами, артисты оказываются на высоте — будь то опытные мастера или недавние выпускники Михалкова. Интересно и композиционное решение спектакля, выстроенного как открытая репетиция: сцены перемежаются видеофрагментами, где Михалков разбирает роли, говорит, как надо делать жест и держать паузу.

В «Темных аллеях» видно, чему он научил артистов, — это умение движением руки, еле заметным поворотом плеча передать не только внутреннее состояние человека, но и его характер, конечно, уникально. «Темные аллеи» очень авторский спектакль, — исполнители ролей порой особенно хороши, однако демиург здесь сам Михалков, время от времени появляющийся в кадре.

Оформление Юрия Купера, замечательного художника и тонкого театрального декоратора, предельно кинематографично: стоит поезд, цветет сад, летят птицы. Все это видно словно сквозь кисею, легко, поэтично и быстро меняется — слово «метаморфозы» в большой мере относится и к оформлению.

И здесь есть еще одна вещь, трудноуловимая, возможно преходящая, но очень полно ощущавшаяся на премьере. Актерский азарт, влюбленность в спектакль и общее дело — это и делает спектакль радостным, ярким, живым. Такое бывает не слишком часто, энергетически театральная постановка может быть крайне мучительной, отнимающей у зрителей силы и, наверное, ничем не питающей самих артистов. А здесь они очевидно получают радость от игры, и это заряжает, заводит зрительный зал.

Метаморфозы в «Темных аллеях» в самом деле происходят.


Фотографии: официальный сайт Центра театра и кино под руководством
Никиты Михалкова, www.centrteatraikino.ru

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх