На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

183 подписчика

Свежие комментарии

  • владимир лобурь
    Пусть едет в Киев и там кричит свои кричалки.Жан-Клод Ван Дамм...
  • Людмила Лепаева
    Сделайте передачу на телевидение Старые мультфильмыВ «Москино» покаж...
  • Аркадий Шацкий
    Крыжовников с женой штампует фильмы в таком темпе что вряд ли у него было время посмотреть оригинал)Завершены съемки ...

Спустить врага с небес: как сбивали в СССР самолеты-нарушители

Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

75 лет назад, 8 апреля 1950-го, над Балтикой в районе порта Лиепаи советские летчики сбили американский тяжелый бомбардировщик B-29, нарушивший воздушное пространство СССР и открывший огонь по нашим истребителям Ла-11. Десять членов экипажа самолета-чужака не нашлись ни живыми, ни мертвыми. Американцы некоторое время утверждали, что нападению подверглось частное воздушное судно, летевшее в Швецию, однако позже признали, что оно осуществляло разведмиссию. Громкому инциденту предшествовали другие схватки ВВС двух держав. Заокеанских нарушителей сбивали или принуждали к посадке вплоть до горбачевской перестройки.

Стычки в небе с американскими шпионами начались в победном 1945-м. На Дальнем Востоке самолеты-разведчики США начали все чаще «ошибаться», залетая в наше воздушное пространство, причем в районы базирования кораблей Тихоокеанского флота и дислокации гарнизонов советских войск. Это не могло не беспокоить Кремль, ибо слишком уж походило на «ошибки» немецких люфтваффе накануне войны.

24 мая 1945-го зенитки ТОФ сделали несколько предупредительных выстрелов по двум «летающим крепостям» В-24, отогнав их от берегов Камчатки. 11 июля того же года зенитчикам пришлось вновь отгонять от полуострова «заблудившегося» янки на двухмоторном истребителе Р-38. В обоих случаях самолеты и летчики не пострадали.

Осенью сорок пятого американский военный борт, залетевший в советскую оккупационную зону над Берлином, пришлось сбивать. Выпрыгнувший с парашютом пилот Джо Миллер некоторое время содержался в Карабашском лагере, затем его, по-видимому, передали США.

С той поры в течение почти пяти лет не менее 63 американских самолетов вторгались на территорию СССР. В конце 1940-х янки особенно активизировались на северо-западных границах Союза. В условиях объявленной англосаксами холодной войны шли вполне горячие бои в воздухе. Причем у американских машин долгое время имелось преимущество в наборе высоты и скорости. Ситуация стала меняться с поступлением в полки ПВО с Горьковского завода №21 дальних истребителей Ла-11. Поршневой двигатель нового «Лавочкина» позволял разгонять самолет до 674 км/ч. Дальность полета — 2235 км, высота подъема — 10 тыс. м. Три автоматические пушки давали возможность на равных бороться с большинством истребителей США и НАТО, не говоря уж про менее маневренные бомбардировщики. Антиобледенительная система позволяла успешно воевать в полярных широтах.

Тогда, в апреле 1950-го, нарушитель (по американской версии, легкий патрульный бомбардировщик PB4Y-2 Privateer, а по нашим данным, стратегический тяжелый бомбардировщик В-29), вторгшийся в небо над Балтикой, по-видимому, привычно не ожидал серьезного противодействия: береговые и корабельные системы ПВО до него «не дотягивались». Однако его встретили два маневренных русских истребителя. Американцы поначалу утверждали: их частный, безоружный самолет стартовал из Висбадена в ФРГ в 10:31 по среднеевропейскому времени, в 13:30 находился над Бремерхафеном, а в 14:40, пролетая над Балтийским морем, примерно в 80 морских милях к юго-востоку от острова Готланд, в последний раз послал на землю данные о своем маршруте.

В советском журнале нарушений госграницы происшествие описывалось так: «8 апреля в 17:30 нарушение границы южнее Лиепаи. Американский самолет В-29 углубился на территорию СССР на 21 километр. Требованию наших истребителей следовать за ними не подчинился и открыл огонь. После ответного огня ведущего истребителя самолет повернул в сторону моря и скрылся».

Исследователь глобального воздушного противостояния историк Александр Орлов в своей книге «Тайная битва сверхдержав» приводит выдержки из рапорта ведущего группы истребителей-перехватчиков старшего лейтенанта Бориса Докина:

«Будучи в дежурном звене в первой готовности в 17:22, получил команду на взлет. После взлета принял команду набрать высоту 4000 метров и взять курс 360 градусов. В 17:30 встретил четырехмоторный самолет с американскими опознавательными знаками южнее Лиепаи... который шел курсом 135 градусов. Увидев самолет, я парой подошел к нему справа сзади и передал второй паре — старшего лейтенанта Анатолия Герасимова — принудить нарушителя к посадке. Герасимов вышел вперед и, делая глубокое покачивание, развернулся влево. Нарушитель взял курс 270 градусов — и в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошел. Тогда я дал предупредительную очередь — 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь... Предположительно самолет упал в 5–10 километрах от берега».

Через два часа после происшествия другой наш летчик увидел на поверхности моря масляное пятно, а в трех милях к северу заметил неопознанный плавающий предмет. В рапорте военно-морскому министру СССР Ивану Юмашеву сообщалось также, что между островами Готланд и Борнхольм зафиксированы активные поисковые работы иностранного флота. То есть американцы знали, где искать и, очевидно, получали данные со сбитого самолета-разведчика до момента его падения.

Осознавая, что на борту находятся не только тела экипажа, но и ценная аппаратура с секретной документацией, упавший самолет активно искала и наша сторона: были задействованы четыре тральщика и водолазы (безрезультатно). Родственники американских летчиков некоторое время надеялись на то, что советские поиски все же были успешны и хотя бы кто-то из членов экипажа жив и попал в советскую тюрьму или психбольницу. В книге «Шпионский самолет: рассекреченная история U-2» ее автор Норман Полмар утверждал, что из Балтийского моря достали тела двух мужчин. Ходили также слухи о спасательных плотах, якобы найденных британцами и шведскими рыбаками. Позже шведы обнаружили фрагменты сбитой крылатой машины.

Много лет спустя Пентагон признал: самолет-шпион совершал разведывательный полет; интересовала тема строительства советских подлодок на Балтике и аэродромов на островах в акватории.

В ставшей американской марионеткой Латвии возле памятника погибшим морякам в Лиепае в 2010 году установили мемориальную табличку с именами 10 погибших пилотов сбитого американского самолета во главе с командиром экипажа Джеком Феттом. Вскоре на ней кто-то написал от руки: «Слава ПВО СССР!»

Тот эпизод запомнился особо, поскольку завершился первым в истории воздушного противостояния США и России летальным исходом. Однако необъявленная война продолжалась десятилетиями, становясь все более ожесточенной. Американцы откровенно наглели, собирая с помощью военной авиации разведданные, стремились продемонстрировать Советам собственные «мускулы». Нередко жертв удавалось избежать только чудом. В мае того же 1950 года над Чукоткой произошел настоящий воздушный бой, в котором пара советских Ла-11 схватилась с двумя американскими Р-51. Сбитых самолетов не было, хотя по одному с обеих сторон оказались повреждены.

Вспыхнувшая тем летом Корейская война еще более повысила градус противостояния. 4 сентября 1950 года взлетевший с авианосца «Вэлли Фордж» палубный истребитель F-4 сбил над Желтым морем самолет минно-торпедного авиаполка ВМФ СССР А-20, некогда полученный от США по ленд-лизу. Экипаж из трех человек погиб, а останки летчиков американцы позже передали советской стороне. 8 октября обнаглевшие янки двумя своими реактивными F-80 нанесли штурмовой удар по нашему аэродрому на Сухой Речке (под Владивостоком), якобы перепутав его с корейским. На земле оказались повреждены несколько истребителей P-63 «Кинг кобра» (также поставленные нам американцами по ленд-лизу). Поскольку случай был из разряда casus belli, Вашингтон принес Москве формальные извинения.

До конца 1950 года над территорией СССР наши военные обезвредили еще два самолета США. Всего же, по данным журнала U.S. News & World Report, в период с 1950-го по 1970-й «по меньшей мере 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор». При этом, согласно документам и интервью участников событий, за два десятилетия американские ВВС совершили от 10 до 20 тысяч шпионских полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявить диспозиции систем противовоздушной обороны.

Александр Орлов в своем исследовании утверждает: «Тогда, в 50-м, американцы поняли, что с ПВО СССР шутить опасно, надо быть осторожнее. 5 мая 1950 года ОКНШ (Объединенный комитет начальников штабов США. — «Свой») сформулировал цели и порядок проведения воздушных разведывательных операций. Главный упор делался на радиотехническую разведку, которая должна была выявить количество и возможности по обнаружению воздушных целей советскими РЛС... Был определен и порядок проведения этих операций: не приближаться ближе чем на 20 миль к территории СССР или контролируемым им странам; самолеты-разведчики, как правило, не должны иметь какое-либо вооружение. Так начались полеты самолетов радиотехнической разведки ВВС США, продолжавшиеся много лет».

Несмотря на такую осторожную тактику неприятельской разведки, прямые нарушения с ее стороны продолжились. 6 ноября 1951-го патрульный самолет P2V-3W, осуществляя разведывательный вылет с японской авиабазы Ацуги, был сбит над заливом Петра Великого в районе Владивостока истребителями МиГ-15 88-го гвардейского авиаполка ТОФ. Наших летчиков представили к орденам Боевого Красного знамени, а все 10 членов американского экипажа погибли.

В ту пору американцы вторгались в наше воздушное пространство еще и для того, чтобы сбрасывать на парашютах диверсантов, и их поимка становилась для наших военных основной задачей. Последняя, как правило, решалась успешно. Так в мае 1952-го у станции Цумань Волынской области были пойманы агенты Курочкин, Волошановский и Кошелев, имевшие при себе поддельные документы, автоматы, пистолеты, ручные гранаты и замаскированные под авторучки устройства для стрельбы. Парашютирование было своевременно зафиксировано, а самолет сбивать не стали.

Случались и трагические для нас эпизоды. 18 ноября 1952-го вблизи Владивостока четыре МиГ-15 ТОФ поднялись на перехват группы реактивных истребителей F9F-2, взлетевших с авианосца «Принстон». В завязавшемся бою были сбиты три МиГа, пилоты которых погибли. Американцы с повреждениями вернулись на свою базу.

Не обходилось порой и без «дружественного огня». Летом 1954-го в районе Находки радиолокаторы засекли нарушителя границы, неожиданно пропавшего с экранов. В то же время с учебного полета в данном районе возвращались торпедоносцы ТУ-14, а на последнем, отставшем от группы самолете отказала система опознавания «свой — чужой». Поднятый по тревоге перехватчик МиГ-15 в густом тумане первой же очередью сбил неопознанный самолет. Экипаж погиб.

Счастливые «казусы» тоже бывали. 27 июня 1958 года личный транспортный борт директора ЦРУ Алена Даллеса C-118, совершая перелет из Висбадена в пакистанский Карачи, случайно залетел в небо Армении и оказался подбит, но смог совершить аварийную посадку. Все семь членов экипажа выжили и были освобождены через неделю после допросов.

Самым известным стал произошедший 1 мая 1960-го случай со сбитием (его произвел расчет ЗРК С-75) под Свердловском высотного самолета-шпиона U-2C, пилотируемого Фрэнсисом Пауэрсом. Этот крылатый разведчик долго был головной болью для наших. Благодаря высоте полета (за 20 км) его не могли «достать» в течение четырех предыдущих лет. Нарушитель безнаказанно бороздил небо над Союзом 24 раза. В двадцать пятой попытке вконец осмелевший летчик повел машину между расположениями двух частей ПВО, чьи ракеты и поразили нужную цель. Правда, в неразберихе случайно сбили и наш МиГ-19, поднявшийся на перехват (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс катапультировался, был передан местными жителями властям, а затем честно рассказал про свою миссию. Приговорен к 10 годам тюрьмы, которые начал было отбывать во Владимирском централе.

Довольный Хрущев отвесил таким образом хорошую оплеуху президенту Эйзенхауэру. Тот со всей американской прессой (не зная о поимке Пауэрса) бил себя в грудь, утверждая, что одержимые шпиономанией русские сбили мирный научный самолет НАСА, погубив пилота-ученого. Выступление Пауэрса по советскому телевидению стало страничкой позора в истории США. Через полтора года незадачливого шпиона обменяли на Рудольфа Абеля.

В дальнейшие годы было немало эпизодов воздушного противоборства сверхдержав, слегка приутихшего во время «разрядки» и с новой силой возобновившегося после прихода к власти Рональда Рейгана.

Без сомнения, самой мрачной стала трагедия 1 сентября 1983 года, произошедшая с пассажирским «Боингом 747-230B» авиакомпании Korean Airlines. Сильно отклонившийся от своего курса лайнер не реагировал на предупреждения и был в итоге сбит над Сахалином перехватчиком Су-15. Погибло 269 человек. В «свободном мире» тогда поднялась волна негодования, а президент США как бы получил подтверждение своего тезиса об «империи зла». История эта до сих пор толком не прояснена. Не получила подтверждения (либо опровержения) ни одна версия — от ошибки пилотов до намеренной провокации ЦРУ.

Во время горбачевских «реформ» воздушные нарушения границ СССР как по команде прекратились, если не считать авиафарса 28 мая 1987 года со спортивным самолетом Cessna 172. «Успешно преодолев» все заслоны ПВО, немецкий весельчак Матиас Руст посадил свой самолетик на Красной площади. Злоумышленника для проформы немного подержали в тюрьме, а затем с честью отпустили домой. Этот полет существенно поспособствовал снятию с постов целой группы высших офицеров ВС СССР, включая министра обороны Сергея Соколова, и добавил генсеку решимости «углубить перестройку».

Ну а несколько лет спустя, после ряда межгосударственных переговоров, отечественное небо для западных разведсамолетов и вовсе сделали открытым, хотя оно не особо-то и нужно было Западу: значительную часть оборонных секретов бывшего Союза там получили безо всяких усилий.

В последние годы противостояния России с геополитическими противниками натовские самолеты вновь начали балансировать на опасной грани нарушения наших воздушных границ. Даже стали имитировать атаки на российские объекты. Однако, несмотря на понесенный за десятилетия «преобразований» урон, русские многому научились...

Фото: РИА/Новости

 

Ссылка на первоисточник
наверх