
Первая выставка, которую Пермская государственная художественная галерея проведет в новом здании, будет посвящена образу дома.  
  Пермская государственная художественная галерея должна была переехать в новое здание в сентябре 2024 года. Здание это огромное, великолепной современной архитектуры — однако переезд еще не состоялся.
— Когда вы планируете переезд?
— В нынешнем году. Переезд коллекции в 60 000 произведений очень непрост. Нужно открыть первые экспозиции, подготовить выставки — все это требует времени. Сейчас происходит передача здания. Оно технологически очень сложное, и переезд требует много подготовительных работ. Мы должны получить все необходимые документы, все оформить.
— Чем примечательно новое здание галереи, каковы его особенности?
— Оно располагается в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Это новое для Перми пространство, организованное на месте закрытого мотовозоремонтного завода «Ремпутьмаш». С вводом нового здания Пермской галереи в эксплуатацию эта закрытая ранее заводская территория откроется для горожан.

Фото: Андрей Белимов-Гущин/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
Проект нового здания галереи был создан архитектурным бюро Speech. Автор — архитектор с мировым именем Сергей Чобан, который много работал с различными музеями, от Третьяковской галереи до музеев Берлина и Рима. Дизайном внутренних интерьеров и новых экспозиций занимались специалисты бюро Project Eleven. Работа архитекторов и дизайнеров велась в соответствии с музейными требованиями и пожеланиями музейных специалистов, вплоть до расположения соседствующих помещений, всех конструктивных особенностей и тонкостей хранения различных материалов.
Внешний вид здания галереи спроектирован с учетом индустриальной специфики места. Его архитектура сочетается с сохранившимися заводскими постройками, фасады из патинированной меди ассоциируются с историей медеплавильных заводов Перми, а разный уровень высотности здания перекликается с линией Уральских гор.
Архитектурный комплекс Пермской художественной галереи включает в себя новое здание и три восстановленных исторических постройки, объединенных крытыми переходами в единый композиционный ансамбль. Сохранен внешний облик исторических объектов — в одном из них разместится ресторан, во втором — административные помещения, в третьем — образовательный центр.

Фото: Ольга Шур/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
В новом здании галереи пять надземных этажей и один подземный. Их соединяют девять лифтов, два из них панорамные. Площадь нового здания 21,6 тысячи квадратных метров (в семь раз больше, чем было в старом здании галереи, находившемся в Спасо-Преображенском соборе). Площадь экспозиционных залов 4600 квадратных метров: в три раза больше, чем в Спасо-Преображенском соборе. Новое здание галереи оборудовано современной системой климат-контроля, обеспечивающей идеальную температуру и влажность.
— Чем интересен внутренний дизайн галереи?
— Дизайнеры бюро Project Eleven нашли интересные решения для каждой экспозиции. С одной стороны, сохраняющие представление о классическом музее, с другой же — каждый отдел сделан по-своему, архитектурные, дизайнерские, интерьерные решения соответствуют их тематике.
В целом дизайнеры сохранили классическое анфиладное строение помещений, но «поиграли» с деталями — цветом, контурами, дверными проемами. Например, в отделе древнерусского искусства — купольные своды, полукруглые дверные проемы, отделка деревом. Залы искусства начала XX века оформлены с отсылкой к модернизму.

Фото: Ольга Шур/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
Архитектурные, дизайнерские, интерьерные решения зала для пермской деревянной скульптуры будто переносят зрителя в трехнефное храмовое пространство под купол собора. В просторном зале есть «выход в небо» — потолок из деревянных конструкций и стекла пропускает дневной свет и солнечные лучи. Поэтому там возможен почти театральный световой сценарий.
— Какая выставка станет первой?
— «Дом». Мы посвятим ее тому, что впервые за сто лет галерея получит специально построенное для нее здание. Но при этом мы расскажем и о теме дома вообще, и о том, что он значит для человека. Как человек чувствует себя защищенным в уюте, в череде поколений, которые жили в его доме. И о том, что в доме всегда есть память о предках, а в то же время и что-то современное, сегодняшнее. Мы хотим, чтобы первая выставка в новом здании была не привозной, а из наших собственных фондов. При этом мы покажем на ней вещи, которые в экспозиции не войдут: мебель, прикладное искусство, графику, живопись — всего около 170 экспонатов.

Фото: Ольга Шур/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
— Как же эта выставка будет организована?
— Там будет воспроизведена структура дома, с отделяющей нас от окружающего мира прихожей, кабинетом, гостиной, столовой, детской, террасой. И это будет не стилизация, не имитация — будут важны связанные с образом дома ассоциации. Выставка получается очень красивой, лирической, она практически готова. Это действительно дом, с крышей и очень красивыми стенами, которые напоминают о конце XIX века.
— А какой дом выстроили вы? Какой эпохе он принадлежит? О чем он говорит?
— Мы не пытались стилизовать этот дом под какую-то определенную эпоху. Это обобщенный, идеальный образ, наполненный памятью о предыдущих поколениях, но говорящий и о сегодняшнем дне. Иллюзия того, что вместе собрались и предки, и потомки, и старые, и молодые. Место встречи всех поколений.

Сергей Герасимов. «Портрет Героев Советского Союза В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой». 1939/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
Пермская художественная галерея всегда существовала в домах, которые ей передавались. Девяносто лет, с 1932 до 2023 года, обитали в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. При этом зависели от архитектуры собора, его внутреннего пространства, были связаны в выборе тем, определении маршрута, количестве показов. Мы нежно любили наше здание и очень благодарны этим годам, но у нас не было возможности организовывать большие, крупные выставки, принимать их, расширять экспозиции. Мы показывали примерно полтора процента от нашей коллекции. Фондохранилище было очень тесным — на один квадратный метр площади приходилось 60 предметов! Это было абсолютным безумием.
А сейчас у нас 20 тысяч квадратных метров и здание, специально построенное с учетом всех музейных требований, музейного климата, требований к хранению, безопасности, способов показа. У нашего музея начинается новая жизнь.
— Как возникла Пермская художественная галерея, какой период для нее наиболее значим?
— Научно-промышленный музей был создан в конце девяностых годов XIX века, часть экспонатов составляла художественный отдел этого музея. В начале прошлого века организаторы музея обращались к художникам, которые родом были из Пермской губернии, к Императорскому фарфоровому заводу. В музей поступали академические вещи, которые получали золотые медали Академии художеств.

Неизвестный художник. «Грехопадение». Конец XVI века/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
После 1922 года, когда художественный отдел выделяется в самостоятельный художественный музей, началась эра мощного комплектования. Первый директор Александр Константинович Сыропятов и второй директор музея, затем главный хранитель Николай Николаевич Серебренников наладили связи с Государственным музейным фондом, в который стекались национализированные произведения из дворянских усадеб. У Серебренникова были представители в Москве, которые следили за поступлениями в Государственный музейный фонд первоклассных вещей, и коллекция изначально формировалась как очень значимая. Она представляла все главные имена русского искусства, очень хорошим был западноевропейский отдел.
В 1930-е годы начинается сотрудничество с институциями, занимавшимися советским искусством. После выставок в музей поступает очень произведений. Возникли новые формы пополнения коллекции через общесоюзное советское перераспределение. Организация выставок и панорам формировала заказ для художников, а потом этот заказ распределяли по музеям. Был сформирован очень сильный советский отдел.

Петр Верещагин. «Река Чусовая». 1870-е/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
В 1970–1980-е годы галерея активно пополнялась современным искусством. И не столько за счет местных, пермских художников, сколько из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Грузии и так далее. Художники очень ценили, когда их мастерские посещали представители нашей галереи. Тогда сформировалась серьезная коллекция того, что называют «третьим направлением» в советском искусстве. В нее попал и советский андеграунд — сотрудникам галереи было очень непросто убедить тогдашнюю власть, что это необходимо.
В то время активизировалась работа с частными коллекциями. Благодаря этому в галерею поступило много работ западноевропейских мастеров, много произведений русского искусства. Коллекция очень расширилась. Сейчас у нас нет такой возможности покупать произведения, какая была в те годы. В настоящее время основные источники пополнения нашей коллекции — дары художников. Еще мы активно работаем с художниками, коллекционерами, спонсорами.

Владимир Плотников. «Игра теней».1911/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
— Дар музею — доброе дело, но для художников это, очевидно, еще и возможность самопродвижения, самопрезентации. Престижно, когда твоя работа оказывается в коллекции Пермской государственной художественной галереи...
— Конечно. Поэтому они и готовы передавать нам свои работы.
— Очевидно, в досоветские времена коллекция пополнялась за счет спонсорской помощи местных коммерсантов, купцов...
— Чаще всего это были дары художников-уроженцев Пермской губернии. Купцы в Пермском крае в основном занимались благотворительностью на городском уровне. Университет в Перми появился благодаря такой купеческой деятельности.
— В советские времена госфинансирование музея было щедрым. Обком, облиспоком, горком и прочие власти художественную галерею ценили.
— За этим стояла огромная работа сотрудников музея, прежде всего директора, умевших убеждать начальство. И доверие художников, знавших, что деньги они получат далеко не сразу. Уговаривать, объяснять, писать представления порой приходилось годами, и это была непростая работа. Начальство не всегда могло понять, чего ради надо платить триста рублей за какую-то картиночку.
— Значит, была постоплата?
— Постоплата была всегда. Одновременно шло формирование имиджа музея как организации, которой можно доверять. И это было очень серьезной работой.

Николай Неврев. «Большой выигрыш». 1874/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
— Все, кто рассказывает о Пермской государственной художественной галерее, выделяют деревянную религиозную резную скульптуру. Это одна из главных жемчужин коллекции?
— Наша титульная коллекция православной деревянной скульптуры, в основном была собрана в 1920–1930 годы Николаем Николаевичем Серебренниковым и его коллегами во время экспедиции по Пермской губернии. Название «Пермские боги» ей дал нарком просвещения Луначарский. Сейчас случаются лишь единичные находки. Всего в это коллекции около пятисот единиц хранения. В основном это безымянная скульптура.

«Богоматерь и Мария Магдалина из композиции «Распятие с предстоящими». XVIII век. Фото: Гюнай Мусаева/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
— Она имеет, преимущественно, этнографическую ценность?
— Ее художественная ценность очень значима. Это блестящее, очень тонкое скульптурное исполнение, связанное с глубоким пониманием образов Христа и святых. Эмоционально насыщенным, но не выраженном внешне. В западноевропейской религиозной скульптуре эмоция внешняя, а здесь она внутри — и очень сильная. Когда наша религиозная скульптура выставляется рядом с европейской, она ее «перепевает» — своей искренностью, мощно выраженной темой страдания.
— Испанскую деревянную религиозную скульптуру, к примеру, перепеть нелегко: там, в ранах от гвоздей видна обнаженная плоть Христа.
— Это, как я уже говорила, внешняя история. Для нашей религиозной деревянной скульптуры характерна очень сильная внутренняя эмоция.

«Ангел Трубящий». XVIII век. Фото: Валерий Заровнянных/предоставлено пресс-службой Пермской художественной галереи
— Как она будет представлена в новом здании галереи?
— Экспозиция пермской деревянной скульптуры включит в себя более ста пятидесяти экспонатов (примерно тридцать процентов всей коллекции), что в два раза больше, чем в здании собора. Новая экспозиция представит все этапы развития пермской храмовой резьбы — от ранних памятников конца XVII столетия до произведений рубежа XIX — XX веков. Также она полноценно представит круг сюжетов православной скульптуры и ее стилистическое разнообразие. В экспозицию будут включены не только широко известные экспонаты, но и произведения, которые находились в фондохранении и долгое время не были представлены публике.
Фотографии: Валерий Заровнянных (на анонсе) и Андрей Белимов-Гущин/предоставлены пресс-службой Пермской художественной галереи
Свежие комментарии