Проект, посвященный жарким летним месяцам, рассказывает о детстве, неизбежных потерях и надежде.
Летнее тепло, вдоволь нагулявшись по Сибири, где оно гостило больше месяца, и припугнув Европу сорокоградусной жарой, наконец заглянуло в Москву. Аккурат к этому событию в столичной галерее Artstory открылась выставка «За дверью в лето».

Выставка составлена из работ разных художников — наших современников. По традиции каждый зал посвящен отдельной теме. Например, в большом зале рассказывается о путешествии и его особом хронотопе. На одной из картин изображено крыло самолета, словно увиденное из иллюминатора: работа Семена Агроскина «Полет». Произведения этого автора, распределенные по разным залам, стали смысловыми доминантами экспозиции. В большом зале можно увидеть его «Дорогу», убегающую за горизонт: одну из констант русского сознания. Или картину, изображающую окно поезда «Махачкала-Москва». Сквозь помутневшее стекло видно лицо пассажира, с тревогой взирающего на мир за пределами вагона.
Семен Агроскин «Окно 2»
Сергей Казаков-Подкин, как и Семен Агроскин, обращается к теме воздухоплавания. Но его картина с советским лайнером («Домой») рассказывает о перемещении не только в пространстве, но и между эпохами. В универсуме Казакова-Подкина, как наверняка помнят зрители — а персоналка пермского художника прошла в Artstory в конце 2023 года — путешествие приобретает символический смысл. Щемяще-знакомый образ рисует картина Ивана Коршунова «Парадка» с окнами дачного дома. Там, за кружевными занавесками прячется ушедшая, оставшаяся лишь в памяти жизнь: шумных семейных сборищ, бабушкиных пирогов, ароматного чая и глупых мелочей, привезенных на дачу — чтоб выкинуть «когда-нибудь потом».
В некоторых произведениях образ путешествия обретает бытовые черты и превращается в отпуск, который, как известно — лучший антидепрессант. О целительной силе — не только отпуска, но также искусства — напоминает картина Дарьи Коноваловой-Инфанте: знаменитая собака Джеффа Кунса, составленная не из воздушных шариков, а из веселых красно-белых капсул.
Коридор между залами являет собой лиминальное, переходное пространство. И темы здесь раскрываются соответствующие: отъезда, возвращения и трансформации человека, обогащенного новым опытом. Екатерина Герасименко изображает пустынный «Причал 13», словно увиденный пассажиром теплохода, удаляющегося от берега. А в работах Ксении Ефимовой пограничный образ воплощают заборы — бетонные, в шашечку, заполонившие постсоветское пространство.
И, наконец, два малых зала. Один получился «белым», наполненным воспоминаниями, будто увиденными сквозь дымку времени — как в стихотворении Арсения Тарковского «Белый день»: «Камень лежит у жасмина. / Под этим камнем клад. / Отец стоит на дорожке. / Белый-белый день Никогда я не был / Счастливей, чем тогда». Эту тему продолжают картины, на которых изображена анфилада комнат с тяжелыми резными дверями (Екатерина Рожкова), старый пруд (Иван Коршунов), блюдо с фруктами, выставленное в ожидании гостей (Ольга Менжилий).
Второй зал — «ржавый» — выглядит весьма брутально. Центральная работа принадлежит молодому художнику Сергею Обухову («Путь зерна»), использующему ржавое железо и грубо сколоченные доски. Произведение Евгения Прохоренко («Без названия») — тоже из металла, специально окисленного: подобные вещи можно было увидеть на его недавней персоналке в Artstory. Картина Сергея Казакова-Подкина, исполненная вполне традиционным образом — холст и масло — оказалась в этом разделе неслучайно: на ней изображен ржавый корабль. На персональной выставке художника в Artstory подобные работы занимали отдельный зал и заставляли взглянуть в будущее с некоторым пессимизмом. И все-таки тогда — как и сейчас — даже в самых «суровых» вещах можно было обнаружить надежду. На одной из заржавленных пластин Сергея Обухова изображен мальчишка, лежащий на спине и глядящий в небо: словно он видит там нечто такое, от чего невозможно оторваться.
Выставка, посвященная лету, в итоге оказалась шире заявленной темы. Она переносит зрителя в прошлое и будущее, заставляет менять средства передвижения, перепрыгивать из шумного города в тихую глушь. Но главное путешествие можно совершить внутри собственных мыслей и воспоминаний, и это всегда немного страшно и захватывающе.
Выставка работает до 3 августа
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи Artstory
Свежие комментарии