На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

193 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Я и первые Ёлки с трудом досмотрел, а делать из комедии положений сериал это конечно топ.Создатели «Ёлок 1...
  • Людмила Редько
    Почему в Перми все современные здания строят из синего стекла? Изгадили весь Компрос, а ведь он единый архитектурный ...Юлия Тавризян, ди...
  • Иосиф Калинин
    У каждого свои приоритеты! Первый президент Якутии (однофамилец нынешнего) стремился сделать Якутию вначале центром "...В Якутии запустят...

«Жизнь» как чудо: какой получилась ретроспектива Ирины Затуловской в ММОМА

Большая выставка в Московском музее современного искусства показывает, что между повседневным и «высоким» — один шаг.

Как ни странно, для Ирины Затуловской это первая ретроспектива — несмотря на известное имя и большие проекты. Многие помнят ее выставку «Бегство в Египет», показанную в Пушкинском музее в 2022-м.

Собравшая работы за 30 лет, она могла претендовать на статус ретроспективы, в которую, правда, «вклинились» египетские древности из ГМИИ. С одной стороны, экспозиция казалась отсылкой к библейским сюжетам — теме, красной нитью проходящей через творчество Затуловской. А с другой — ироничным примером бегства от современности в музейный оазис, а заодно и в максимально далекую от нас эпоху.

Нынешний проект «Жизнь» в Московском музее современного искусства — уже ретроспектива без всяких оговорок. Она включает в себя более 300 произведений и охватывает весь творческий путь Затуловской: от детских рисунков и совсем свежих работ до вышивок и книжной графики. В своих интервью художница говорила, что мечтает собрать вместе и холсты, и дерево, и железо, и керамику — все, с чем работала. На практике оказалось, что этот пазл складывается в цельный образ.

Выставка Ирины Затуловской «Жизнь»
Фото: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

При этом определить стиль Затуловской сложно. Ее фигурки, нарисованные на античных камешках или листах ржавого железа, сравнивают и с arte povera, и с наивным искусством, и даже называют «русским бедным». Можно вспомнить Пиросмани, писавшего не только на клеенке, но и на листах жести — например, вывески и натюрморты.
Тяга к простым, «мусорным» материалам, локальным цветам и вечным сюжетам понравится многим зрителям: уставшие от безумств этого мира, люди все чаще ищут что-то «простое» и «настоящее». Но в 80-е, на фоне популярного концептуализма, вещи Затуловской вызывали у коллег недоумение. Зачем тащить зрителя в прошлый век, когда есть яркое, хлесткое и злободневное? К счастью, художница не отступила. Как признавалась в интервью, помог опыт семьи. Точнее, история ее матери, Раисы Затуловской. Обе они — представительницы художественной династии, родоначальником которой был Сергей Михайлов, один из первых педагогов легендарной МСХШ, учивший Илью Кабакова, Эрика Булатова и Гелия Коржева. Раиса Затуловская не собиралась идти по стопам отца, планировала поступать на физмат, однако в эвакуации начала рисовать — и в итоге подала документы в Суриковский институт. Ее ранние вещи были талантливы, но не вписывались в стандартные представления о советском искусстве. После обвинений в формализме она, как говорит дочь, «сломалась»: начала писать в более реалистическом ключе. Глядя на это, Ирина Затуловская решила, что сделает все, лишь бы не изменять собственному мироощущению. И, как можно убедиться, сумела проявить твердость характера.

Выставка Ирины Затуловской «Жизнь»
Выставка Ирины Затуловской «Жизнь»
Фотографии: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

Выставка в ММОМА выстроена не по хронологическому принципу, а разбита на 12 блоков. При желании можно усмотреть здесь отсылку к работе Затуловской «Время»: c изображенным на доске циферблатом, где место 12 чисел заняли буквы, образующие слово «пространство». Вряд ли можно найти более наглядное изображение того, что Бахтин называл хронотопом, — то есть пространственно-временного континуума. Впрочем, в работах Затуловской соединяются не только эти категории. То же происходит с прошлым и настоящим: первое буквально прорастает во втором. Ее произведения — не пытающиеся маскироваться под «старые» — дышат древностью. В них можно увидеть отсылки ко всему опыту человечества, в том числе главным вехам: библейской и античной. В одном из залов есть огромный стол, на котором разложены расписанные ею морские раковины и античные черепки, древние стекляшки и доски — с потускневшими красками. А также — расшитая сумка из венецианской парчи и, наверное, самый трогательный экспонат — старые кисти, запеленутые, как мумии, и напоминающие погребенных таким же образом древнеегипетских кошек или птиц.

Выставка Ирины Затуловской «Жизнь»
Выставка Ирины Затуловской «Жизнь»
Фотографии: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

Этот стол — своеобразный дайджест творчества Затуловской. Более подробно оно представлено в соседних залах. Причем «культурная» тема тесно переплетается с «природной». С одной стороны, показаны портреты «великих» — как правило, написанные на дверных филенках. Это могут быть друзья и современники художницы — вроде Владимира Яковлева, гениального, но потерянного: Затуловская навещала его в психиатрической больнице. Или другого ее коллеги — Михаила Рогинского, с которым их объединяет любовь к материальному, вещному. Есть и «культурные герои» — отодвинутые от нее десятилетиями, но в чем-то близкие: вроде Матюшина, Хармса, Моранди и Джакометти. За «природную» тему — или, скорее, сельскую — отвечают гуси, коровы, одуванчики, лопухи, избы, сельские магазины. Впрочем, Затуловская совсем не бытописатель. Ей важно напомнить зрителю о том, что жизнь конечна и вечна одновременно. Например, процитровать на одной из работ Андрея Платонова: «У матери в утробе лежишь — себя не помнишь, наружу вышел — гнетет тебя горе и беда, живешь в избе, как в каземате, и света не видать, а помер — лежи смирно в гробу». На жизнь вечную указывает сама архитектура выставки, выполненная Кириллом Ассом и Надеждой Корбут, регулярно работающими с Затуловской. Аскетичным белым стенам противопоставлены выкрашенные в ярко-красный цвет залы, в которых размещены произведения, посвященные Пасхе. Так выстраивается путь от смерти к воскрешению. Тема для современного искусства экзотическая, а для работ Затуловской естественная, как те самые деревенские одуванчики.

Выставка работает до 30 ноября

Фотографии: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

 

Ссылка на первоисточник
наверх