Выставка «Грековцы. Под знаменем Победы» стала одной из крупнейших за всю историю существования Студии военных художников: более двухсот живописных полотен, графики, плакатов и скульптур рассказывают о подвигах наших предков и наших современников.
Экспозиция в «Зарядье», приуроченная к 80-летию Победы, открывается плакатами «Отстоим Москву!
» Николая Жукова и Виктора Климашина, «Дойдем до Берлина!» Леонида Голованова: эти работы художников Студии имени М.Б. Грекова стали такими же символами нашей Победы, как песня «Вставай, страна огромная!» Лебедева-Кумача или «Ленинградская симфония» Шостаковича.Жаль, что на выставке не представлены такие знаковые для грековцев картины, как «Защитники Брестской крепости» и «Победа» Петра Кривоногова, полотна Бориса Неменского и Петра Мальцева (но эти работы давно занимают почетные места в крупнейших российских музейных хранилищах). Зато в парке «Зарядье» можно увидеть графику грековцев «первого призыва» — рисунки Федора Усыпенко, фронтовые зарисовки Николая Денисова (мы больше знаем его, как автора плаката «Не болтай!», 1941), нежную и немного сентиментальную (даже для оттепельного 1957 года) картину Аркадия Интезарова «Снайперы», батальное полотно Анатолия Горпенко «Бой за деревню Крюково» (1951).
Про последнюю картину хочется рассказать подробнее. В ноябре 1941-го в разгар тяжелых боев под Москвой войска 16-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Рокоссовского облетела весть, о которой сообщили по рации: «Береза»! «Береза»! Я «Дуб»! В наше хозяйство прибыли 130 карандашей, две трещотки, четыре игрушки и 12 художников.
.. Не понимаешь? Настоящие, из Москвы, с красками...» Будущих баталистов из Студии Грекова командарм принял лично, и по его приказу они отправились на передовую. Для грековцев 16-я армия стала боевым экзаменом на звание военного художника, а деревня Крюково вошла в анналы русского военного искусства как «второе Бородино», так впоследствии ее назвал Рокоссовский.Воспитанник Студии Анатолий Горпенко, вооруженный самодельным этюдником и пистолетом ТТ, проделал путь от Москвы и до Берлина (а после Победы стал одним из создателей мемориала Советским воинам в Трептов-парке). Другие художники-грековцы с первых дней Великой Отечественной вместе с маршевыми ротами уходили на фронт, фиксировали все увиденное и пережитое в режиме реального времени, делали наброски прямо на передовой. Рисовали под огнем, под бомбежками, еле успевая укрываться в траншеях от пуль и снарядов.
Художественный руководитель Студии Николай Жуков прошел всю войну с карандашом и красками в руках, а в 1946-м участвовал в работе Нюрнбергского трибунала — сделал несколько сотен рисунков. Часть работ из серии «Нюрнбергский процес» представленана выставке в «Зарядье» — портреты главарей нацистского Рейха Геринга, Риббентропа, Розенберга и Кейтеля, «Вход в трибунал» или «Защита — последняя линия обороны», чем-то напоминающая офорты Оноре Домье.
Оммаж художникам-фронтовикам — картина Алексея Михайлова «Юность грековцев» (1983): они изображены у берлинских Браденбургских ворот. Известна даже дата события — 2 мая 1945 года: художник «оживил» старую фронтовую фотокарточку. Это очень уставшие люди, но они счастливы... Кстати, уже в наши дни Борис Неменский рассказывал, как он, тогда старший лейтенант, встретил победный май 1945-го в Берлине. «Все палили в воздух, такой импровизированный салют был — все, что оставалось, выстреливали. А я залез на крышу Бранденбургских ворот, там сохранился тогда только один из коней триумфальной квадриги, сел рядом с ним и оттуда писал этюд горящего Берлина. Потом четверо других художников из студии Грекова увидели меня наверху и тоже забрались по штурмовым веревочным лесенкам...»
Юбилей Победы почти совпал и с круглой датой самой Студии имени М.Б. Грекова — СВХ появилась в ноябре 1934-го, и называлась тогда Самодеятельной изомастерской при Особой отдельной кавалеристской бригаде. Туда зачисляли одаренных красноармейцев, которые посещали занятия «художеством» в свободное от службы время. Тем не менее из первокурсников Студии вышли народные художники СССР, академики, лауреаты Сталинской и иных премий...
Имена следующего поколения художников Студии, таких как Михаил Переяславец, Павел Рыженко, не уступают в известности Митрофану Грекову или Евгению Вутечичу, их произведения стали классикой отечественного искусства. Нынешние мастера — Дмитрий Белюкин, Александр Сытов, Николай Колупаев, Михаил Полетаев — получили признание среди коллег по цеху — они народные художники России, члены Российской академии художеств.
Нет, наверное, ни одного крупного сражения Великой Отечественной, которое не осталось бы неотрефлексированно грековцами: бои за Севастополь и Сталинград, Курская битва, битва за Кавказ и снятие блокады Ленинграда, штурм Рейхстага, встреча на Эльбе и салют Победы.
Художники изображают фронтовые будни — солдат, командиров, повозки с ранеными, санитаров и медицинских сестер. Солдаты идут в атаку, в минуту отдыха в землянке читают письма родных, просто спят после тяжелого боя. А после Победы танцуют на улице освобожденного города (Леонид Шварцман. «Венский вальс», 2023), а повар у полевой кухни кормит гражданских солдатской кашей или супом (Леонид Шварцман. «По русскому рецепту», 2024).
И тут же парадные (в полном смысле этого слова — перед нами парад Победы на Красной площади) портреты прославленных советских военачальников: Рокоссовского, Конева, Баграмяна... Замечательные скульптуры адмирала Кузнецова (проект памятника работы Михаила Переяславца) и маршала Чуйкова (автор — Алексей Чабаненко). И куда же без Георгия Константиновича Жукова, но иногда Маршала Победы узнать трудно.
А вот еще один необычный Конев — на картине Андрея Дроздова «Спасение шедевров Дрезденской галереи» (2021) советский маршал и солдаты 1-го Украинского фронта достают из нацистских схронов «Сикстинскую мадонну». Когда советские войска вошли в разрушенный союзниками Дрезден, ответственным за поиск сокровищ дворца Цвингер, в котором размещалась одна из лучших в Европе картинных галерей, был назначен Иван Конев. Тайники с сокровищами красноармейцам удалось отыскать за месяц до Победы. Когда маршалу доложили, что в нацистских тайниках обнаружены картины, в том числе и «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» Рафаэля, Конев приехал взглянуть на них лично. (Невольно хочется увидеть на картине юную Ирину Антонову, но нет — художник верен исторической правде: будущий директор Пушкинского музея принимала и описывала спасенные ценности в Москве).
«Голос надежды» — так называется портрет ленинградской поэтессы Ольги Берггольц работы Екатерины Камыниной (да, теперь в Студии военных художников имени М.Б. Грекова работают и женщины), он чем-то перекликается с полотном «Внимание! Говорит Москва!» Ильи Лебедева, на котором изображен «личный враг Гитлера» диктор Юрий Левитан.
Художников Студии Грекова привлекает повседневная жизнь российской армии. Они работали в самых горячих точках: в Чечне и на Балканах, в Сирии, и, конечно, сегодня особое внимание уделяют Специальной военной операции, выезжают на передовую, общаются с штурмовиками, посещают военныe госпитали. На выставке трудно пройти мимо изображений героев СВО — члена экипажа танка «Алеша» Героя Российской Федерации лейтенанта Александра Левакова (скульптурный портрет Дмитрия Клавсуца), «Поединок» Ильи Лебедева, «Позывной «Дембель» Леонида Штрикмана.
Выступая на церемонии открытия выставки «Грековцы. Под знаменем Победы» заместитель министра обороны России — начальник Главного военно-политического управления ВС РФ Виктор Горемыкин сказал: «Сегодня, продолжая дело предшественников, художники студии правдиво рассказывают о событиях специальной военной операции. Сохраняют для потомков примеры мужества и героизма тех, кто борется за свободу и независимость нашей Родины».
Выставка «Грековцы. Под знаменем Победы» в «Паркинг Галерее» «Зарядье» работает до 23 июня. С 8 по 11 мая — свободное посещение.
Фотографии: Артур Новосильцев / АГН Москва.
Свежие комментарии