
На экранах — закрученный политический экшн-триллер «Диспетчер» Дэвида Маккензи о парне, бросившем вызов всесилию корпораций.
«Это история об аутсайдере, пытающемся поступить правильно, об одиночестве и невоспетой храбрости разоблачителей, которые встают против мощных и опасных сил, старающихся заставить их замолчать, — характеризует картину режиссер.
Стильный французский нуар 1967 года с лучшей и любимой ролью Делона утвердил статус главной звезды Старого Света в образе киллера-одиночки — ронина городских джунглей. Герой Маккензи также является немногословным рыцарем-невидимкой криминального мира, но его ставки и риски куда выше...
Французский персонаж произносит первую реплику на десятой минуте, «Диспетчер» Маккензи упрямо отмалчивается до 45-й. До этого рокового момента он занимается тихой работой, о которой не знает никто. Формально говоря, герой — «решала», выручающий из беды сотрудников корпораций, имеющих компромат на работодателей и подвергающихся их преследованиям. За внушительный взнос «Диспетчер» (Риз Ахмед) помогает обменять информацию на еще более впечатляющий выкуп, страхуя клиентов от любых форм давления и угроз.

Его козырь — абсолютная анонимность. Герой общается с миром СМС-сообщениями, пересылаемыми диспетчерской службой слабослышащих, не записывающей переговоры и номера абонентов, а также посредством высылаемых клиентам одноразовых мобилок. Выходит в Сеть только через компьютеры общественных библиотек, пользуется поддельными удостоверениями личности и хитроумно пересылает себе бандероли, оставаясь невидимым адресатом и адресантом. Проявляя чудеса маскировки, лично отслеживает перемещения подопечных, а главное — виртуозно шантажирует «всесильных» владельцев корпораций.
Его новая клиентка Сара (Лили Джеймс) — сотрудница исследовательской лаборатории корпорации, занимающейся производством генно-модифицированного зерна, — получает отчет об онкологических последствиях употребления нового сорта пшеницы и доводит результаты до руководства. Отчет кладут под сукно и предлагают девушке круглую сумму за молчание, а когда та отказывается, увольняют за мелкое нарушение.

Прихватив с собой компромат, Сара становится объектом интереса агентов корпоративной безопасности, сжигающих ее машину. Жертва перебирается на новую квартиру, но слежка моментально вычисляет ее убежище. Крупная адвокатская контора не желает связываться с воротилами и, сжалившись, дает телефон «решалы». Счет идет на дни: через неделю компания планирует миллиардную сделку, и похищенный компромат для нее как кость в горле...
Джон Маккензи экранизировал сценарий 2019 года, угодивший в сетевой «Черный список» голливудских студий как один из лучших отвергнутых проектов. Это не удивительно: воспевая героя, спасающего людей от происков системы, никому не известный сценарист Джастин Пясецкий рискует получить обвинения в экстремизме. Борьба его «Диспетчера» также держится на волоске — антагонист прямо заявляет герою: угроза рассылки копий компромата в СМИ смехотворна — крупные издания уже куплены, а мелкие вдохновляют лишь конспирологов.

Также мало кого впечатлит и схематичная, но тонко аранжированная мелодраматическая линия, «заземляющая» пафос. Создатели выводят мотивацию персонажа из личной травмы и, утепляя образ, представляют нонконформиста анонимным алкоголиком, влюбляющимся в клиентку со статусом «в активном поиске».
Однако изюминка здесь вовсе не в рассказе о «встрече двух одиночеств». Мелодраматический флер маскирует прозрачный намек на убежденных разоблачителей вроде Сноудена или Ассанжа. Суть авторского месседжа в демонстрации механизмов борьбы с системой. В ней-то и заключается центральный нерв картины и наступающей эпохи. Главными инструментами глобальной власти становятся тотальная слежка, контроль и манипуляция оцифрованной личностью. А главным орудием против ее контроля и манипуляций — анонимность существования частных лиц.

«Диспетчер». США, 2024
Режиссер Дэвид Маккензи
В ролях: Риз Ахмед, Лили Джеймс, Сэм Уортингтон, Уилла Фицджералд, Мэттью Мехер, Хелен Эйденберг, Иса Дэвис, Аарон Роман Уэйнер, Бри Нортрап, Пурва Беди
18+
В прокате с 21 августа
Свежие комментарии