Новую постановку осуществили худрук театра Владимир Кехман (режиссер), сценограф Вячеслав Окунев и дирижер Михаил Татарников. Главные партии спели солисты Михайловского театра и Новосибирского НОВАТа. Кроме музыки Пуччини в спектакле прозвучал французский шансон. «Культура» побывала на премьере.
Одна из любимейших опер мирового репертуара впервые была представлена в России в 1897 году, через год после премьеры в Турине. Постановка Частной оперы Саввы Мамонтова понравилась дирекции Мариинского театра, и в 1900-м «Богема» появилась на императорской сцене в чарующих декорациях Константина Коровина.
Ценителем этого спектакля оказался император Николай II, который 16 февраля 1900 года записал в дневнике: «Обедали в 7 час. и затем отправились на новую оп[еру] «Богема» — Пуччини. Красиво, но грустно!» В репертуар Михайловского театра (в советское время МАЛЕГОта) «Богема» с той же сценографией вошла в 1921 году и сохранялась вплоть до конца 1930-х.В 1927 году сочинение Пуччини поставил Константин Сергеевич Станиславский. Он перенес действие в современный Париж и сделал акцент на «беспечной бедности», тем самым выступив против «красивой» и, как он считал, буржуазной «Богемы». Из мансарды, где обитали герои, были изъяты буфет и библиотека, камин заменен железной печкой-буржуйкой. С этого момента отечественные интерпретации оперы можно поделить на «богатые», где героям сохранен необходимый набор удобств, и «бедные», где таковой отсутствует. Предыдущая постановка «Богемы» в Михайловском театре (режиссер Анри Бернар, 2011 год) проходит по разряду «бедных» — в аскетичном жилье безработных художников глаз фокусировался на все той же буржуйке и ржавой кровати.
Столь подробный экскурс в сценографию необходим для оценки нововведений михайловской команды 2025 года. Благодаря им «Богема» не только ввернула себе искомую буржуазность, но, можно сказать, огламурилась. В том, что будет «дорого- богато» зритель убеждается еще до начала представления — балконы украшены гирляндами живых цветов, фотозона с видами Парижа манит любителей селфи. Видеозанавес (оконное стекло с каплями дождя) открывает роскошно меблированный пентхаус с большим камином и выходом на крышу, это и есть жилище «бедных» деятелей искусств. А вот и сами они — хорошо одетые, стильные молодые люди. Согласно аннотации, парижская богема в этом спектакле — «не нищие художники …, это золотая, порочная молодежь, в компании которой случайно оказывается скромная продавщица цветов». Места, где бывают «золотые мальчики», соответствуют их статусу — одежный бутик, фешенебельные бар, ресторан, кабаре.
В подобных случаях неизменно встает вопрос о соотнесении нового концепта с оригиналом. В либретто неоднократно упоминается о необходимости заработать на кусок хлеба. Упоминания остаются, но зарабатывают эти мажоры — обучают вокалу попугая, пишут вывески, дают уроки пения — что называется, по приколу. Хочется таким образом развлечься — развлекаются, иных причин нет. Сложнее обстоит с музыкой. Вроде бы подобная жизнь не предполагает особенно глубоких чувств, а Пуччини написал в том числе и о них. Но поскольку «богатые тоже плачут», почему бы им тоже не любить? Впрочем, истинных любителей оперы эти умозаключения не волнуют. Светским посетителям приятно смотреть на интерьеры — пусть смотрят. Хорошо исполненная опера при любой режиссуре (композитор, как ни крути, основной режиссер своего детища) дойдет до зрительского сердца. Михайловская «Богема» дошла частично — исполнение оказалось неровным.
Начну с приятных впечатлений. Народный артист Сергей Лейферкус (домовладелец Бенуа) показал младшим коллегам как за пару минут создать емкий образ. Все участники богемного секстета молоды, привлекательны, стройны и подвижны. Хорошо прозвучали в своих небольших, но важных партиях Александр Безруков (Шонар) и Игорь Подоплелов (Колен). Что касается героев-любовников, то настоящего «итальянского» голоса — свободно льющегося, искреннего, теплого — я, к сожалению, не услышала.
Красивый тенор Сергея Кузьмина (Рудольф) вроде бы пригоден и для веристской экспрессии, и для чистой лирики, но ему не хватает того, что Сергей Яковлевич Лемешев называл «крупным звуком». Прорваться сквозь толщу оркестра, не форсируя голос до крика, неподъемная задача и для Александры Сенниковой (Мюзетта) с Семеном Антаковым (Марсель). Дирижер Максим Татарников рад бы помочь, но вокальные кульминации Пуччини дублирует оркестровым тутти: утишить оркестр не получится. В заслугу маэстро стоит поставить выбранный темп — достаточно подвижный, чтобы сохранить нерв действия и в меру сдержанный, чтобы оценить музыкальные красоты, Впечатляют также динамические градации — накаты на фортиссимо с последующим откатом в пианиссимо обеспечивают органичные для этой оперы эмоциональные качели.
Маргарита Шаповалова (цветочница Мими) трогательно отыграла роль обреченной героини, но запомнилась не столько вокалом, сколько участием в эффектном финале: в элегантном белом взошла по лестнице к панораме Парижа и приняла на себя белую же сыпучую субстанцию, хлынувшую с колосников. Да, в этой трактовке героиня умирает не от чахотки, а от наркомании. В начале спектакля в титрах появляется соответствующее оповещение и предупреждение. Сыпучая лавина заимствована из балета Начо Дуато «Белая тьма», бывшего в репертуаре Михайловского, а путешествие на крыши Парижа напоминает о другом известном произведении из жизни богемы — «Юноше и смерти» Ролана Пети.
Кроме того, парижским реминсценциям посвящены вокально-инструментальные эпиграфы к каждой из четырех картин, здесь от богемы транжирящей постановщики переходят к богеме созидающей. У левой кулисы расположился мини-бэнд с ударной установкой. Солисты, отпев на сцене, занимают места там и поют из репертуара великих шансонье 1960-х. На экране тем временем идут черно-белые видеосюжеты с героями, бродящими по улицам Парижа, а ближе к финалу там же появляются фото исторических персонажей, включая Пиаф и Далиду. К Пуччини эта сюжетная линия отношения не имеет, но и чужеродной не выглядит. Другое дело, что подобное отзеркаливание требует особой подготовки. Авторские откровения Шарля Азнавура, Сержа Генсбура, Жака Бреля, спетые правильными академическими голосами, сильно теряют в проникновенности. Следующие показы «Богемы» в Михайловском состоятся 13 и 31 мая — у певцов есть время добавить в свой вокал речетативности и хрипотцы.
Свежие комментарии