В последний день весны в Государственном Кремлевском дворце состоится гала-концерт конкурса новой детской песни «Шаинский фест», проводимого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Культура» поговорила с генеральным продюсером фестиваля Вячеславом Шаинским.
— Вячеслав Владимирович, расскажите об итогах конкурса. Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
— Фестиваль развивается. В прошлом году проведение масштабного конкурса детской песни было для нас чем-то вроде пробы пера. Мы тогда не знали, чего ожидать — в отношении как количества участников, так и качества предлагаемого материала. Ведь у нашего мероприятия узкая направленность: мы ищем не просто новых композиторов и поэтов, а авторов именно детских песен.
Но заявок поступило немало, а качество песен было в целом на приемлемом уровне. Результатом мы остались довольны. Конечно, определенные уроки извлекли, работу над ошибками (без них, сами понимаете, никуда) провели. География фестиваля расширяется: если в прошлом году участвовали пять российских регионов — в этом уже десять. Более того, нам поступили заявки из других стран, так что теперь у мероприятия статус международного.
Так что пласт работы — как проделанной, так и предстоящей — очень большой. В частности, по итогам фестиваля мы планируем выпустить нотный сборник с новыми детскими песнями: туда войдут лучшие композиции как из прошлогоднего конкурса, так из недавно завершившегося. Надеюсь, этот результат нашего труда мы сможем распространить по музыкальным школам и другим профильным учреждениям.
— Логичное начинание. Ведь вопрос популяризации музыкального произведения — один из самых сложных: мало сочинить достойную песню, нужно, чтобы она зазвучала...
— Мне кажется, по-настоящему достойная композиция обязательно пробьет себе дорогу, тем более если она будет официально издана, хотя бы раз прозвучит со сцены такого престижного зала, как Государственный Кремлевский Дворец, или будет показана по телевизору.
Помимо нотного сборника, в наши планы входит создание детского музыкального лейбла. У нас есть большое количество материала, с которым нужно что-то делать. Лейбл позволит этот материал структурировать, собрать лучшие песни под одной «шапкой» и дать к ним доступ всем желающим. Возможно, благодаря стримингу авторы смогут получать вознаграждение за свой труд, и это стимулирует их продолжать творить.
— Каковы тренды новой детско-юношеской песни? Авторы сочиняют больше, что называется, в традиции, или прибегают к современным, модным стилям и жанрам?
— И то, и другое. Для одних детская песня ассоциируется с чем-то традиционным, унаследованным от советских времен — в этом ключе по-прежнему создается немало хороших композиций. Многие авторы стараются уловить интонации, свойственные Владимиру Шаинскому, Евгению Крылатову, Геннадию Гладкову, Юрию Чичкову, Александре Пахмутовой…
Но и произведений, сочиненных в современных стилях и жанрах, тоже предостаточно. Такие авторы идут непроторенной дорогой, а значит, в известной степени, рискуют. Кому-то удается создать убедительную, классную вещь, обрамленную новым звучанием и наполненную молодежными текстовыми решениями. И нередко такие песни детям нравятся. Но порой с современностью начинающие композиторы и поэты перебарщивают, и в итоге непосредственная «детскость» из их творений ускользает.
А иногда авторам удается, что называется, убить двух зайцев: сочиняя в старом добром советском стиле, они выдают вполне актуальное произведение. Словом, у каждого автора свой подход, что придает конкурсу особое очарование. У нас ведь нет градаций и ограничений в плане возраста или в отношении профессионального музыкального образования. Нам пишут и дети, и известные авторы, а возрастной диапазон участников — примерно от десяти до семидесяти лет.
— Намеки на нового Шаинского проскальзывают?
— А зачем? Во-первых, объективно судить об этом могут слушатели и зрители — они в конечном счете определяют судьбу произведения. А во-вторых, подражательство — штука опасная. Когда я учился на фортепианном факультете в колледже при Консерватории, у меня была мечта стать композитором. Но я в итоге сосредоточился на звукорежиссуре. Дело в том, что современная академическая, серьезная музыка заметно отличается от произведений Моцарта и Бетховена, — она неимоверно сложная и зачастую попросту атональная. У неподготовленного человека может возникнуть ощущение, что музыкант нажимает случайно попавшиеся под пальцы клавиши.
Вкусы разные, кому-то подобный звуковой хаос по душе — но только не мне. Когда я обсуждал этот вопрос с преподавателями по композиции, они объясняли, что нет смысла писать как Моцарт и Бетховен, Чайковский и Рахманинов. Эти классики уже все сделали, необходимо искать новые пути творческой реализации и развития музыки в целом. Я был немного расстроен, потому что мне хотелось, чтобы музыка сохраняла «музыкальность» и «понятность».
Но доля правды в словах преподавателей есть. Не нужно стремиться стать кем-то — нового Шаинского все равно не получится, да и ни к чему это. Необходимо искать свое место, обнаруживать собственный стиль. Максимум, что можно в данном случае сделать, — это попытаться дополнить наследие, оставленное известными предшественниками. И у некоторых авторов, принимающих участие в нашем фестивале, это получается.
— В этом году страна отмечает столетие Владимира Яковлевича Шаинского. Какие мероприятия планируются?
— Собственно говоря, мы начали отмечать юбилей моего отца с начала года. По всей стране проходит большое количество мероприятий, связанных с именем Шаинского. В частности, меня приглашали принять участие в проекте «Родники». В его рамках детей, имеющих минимальный музыкальный опыт, объединили в вокально-инструментальный ансамбль. Каждый участник исполнял две песни: одну собственного сочинения, другую — написанную моим отцом. Я являлся членом жюри, и мне было очень приятно наблюдать, как детишки вживую, с гитарами и барабанами играли и пели — весьма ценный эмоциональный опыт...
Не так давно в зале «Зарядье» состоялся прекрасный концерт, на котором исполнялись песни Владимира Яковлевича. Зал был заполнен до отказа. Я был до слез растроган, когда слышал произведения отца в такой непривычной, богатой аранжировке.
Финальный концерт конкурса «Шаинский фест», который состоится 31 мая в Государственном Кремлевском дворце, тоже, разумеется, будет посвящен столетию отца. Помимо этого, мы в конце года, ближе к юбилейной дате (Владимир Шаинский родился 12 декабря. — «Культура»), опять же в ГКД планируем устроить масштабный сборный концерт с участием выдающихся отечественных артистов. На нем прозвучат не только детские песни, но и произведения, рассчитанные на более взрослую аудиторию — таких отец тоже создал немало. Словом, это будет большой музыкальный вечер, посвященный творчеству любимого композитора.
Фотографии: Photoxpress; (на анонсе) Евгений Мессман/ТАСС.
Свежие комментарии