Жизнь народной артистки России Александры Пермяковой более полувека связана с Хором имени Пятницкого: здесь в 1971 году началась ее творческая биография. «Культура» выбрала отдельные фрагменты из долгой беседы с художественным руководителем прославленного коллектива.
ПОГИБНЕТ ЛИ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ?
В 10-е годы XX века так и писали — только знака вопроса не ставили: «Русская народная песня погибает, уже погибла». Народная песня всегда на острие споров. Что бы ни говорили, наше искусство выбрал народ, и потому ему ничто не угрожает. Трудно представить, чтобы на свадьбе запели песню из репертуара какой-то рок-группы. А «Когда б имел златые горы и реки, полные вина...» или «По диким степям Забайкалья» — поют и будут петь. Это как генетический код — с ним мы рождаемся, живем и будем жить.
УСПЕХ НА ЭСТРАДЕ НЕДОЛГОВЕЧЕН
Уж какие небожители были на эстраде! Славу Изабеллы Юрьевой или Анастасии Вяльцевой век назад никому бы в голову не пришло оспаривать. Сейчас их имена знают только специалисты. Да что говорить? Спросите молодых — кто сегодня помнит Клавдию Шульженко? Никто. Вот и вывод: сияние эстрадных звезд, а я к ним отношусь с большим уважением, — проходящее. Свет русских народных песен вечен...
ЕСТЬ У РУССКОЙ ПЕСНИ ПРОБЛЕМЫ?
Проблемы есть и всегда. Вы много видите на телеэкране аутентичного песенного искусства или рассказов о русской народной песне? Эфир предпочитает полузвезд и полумесяцев эстрады. За нас же голосует публика концертных залов — выступления Хора Пятницкого проходят при аншлагах. И голосуют зрители рублем, что говорит о многом. Билеты недешевые, но не мы назначаем цены.
О ШАМАНЕ
Шаман — по сути своей народник. В музыкальной школе, в музыкальном колледже, затем в Российской академии музыки имени Гнесиных он изучал народный вокал, и звук у него народный — я его потому и пригласила исполнить свою уже знаменитую песню «Я русский» с нашим хором. Не ошиблась — он понимает, о чем поет, лирический герой его песни не ходульный. Зрители говорили: «Как мощно, до слез пробирает!»
АВТОРСКУЮ СДЕЛАТЬ НАРОДНОЙ
Кто у нас сейчас солисты-народники уровня Лидии Руслановой или Людмилы Зыкиной? Их нет. Потому что для исполнения русской народной песни нужен талант, который состоит из многих составляющих. Дворовую песню в «Трех аккордах» могут спеть многие, как и припевки или какие-нибудь страдания. Для настоящей народной песни необходим не только сильный голос. И душа должна понимать, о чем поет. В репертуаре этих великих актрис было немного народных песен, но они умели авторскую песню сделать народной и классической. Примеры? Пожалуйста. «Синий платочек» Ежи Петерсбурского и «На побывку едет молодой моряк» Александра Аверкина. Почему? К песне они относились не как к развлекательному жанру — напротив, очень серьезно. Мы этому следуем. Для нас каждая песня — драматургия, пьеса, с текстом и подтекстами, выстроенными ролями и смыслами, в которых раскрываются разные грани русского характера. В деревнях неслучайно говорили: «Будем песню играть...» Артисты хора — профессионалы, учат песни быстро, но потом — долгий путь работы над художественным образом — разбираем покуплетно и каждую песню пропускаем через сердце, превращаем в особую, неповторимую ценность. Наша основная задача в том, чтобы популярное и любимое авторское сочинение превратить в народную песню.
ЧАСТУШКИ
Мария Николаевна Мордасова — непревзойденная исполнительница русских народных частушек. Кто-нибудь после нее частушки так поет? Нет. Частушка как жанр постепенно исчезает. У нас в хоре есть одна великая частушечница и гармонистка — Галина Сорокина, заслуженная артистка, но она уже не выступает, на пенсии. Пытаюсь сделать все возможное, чтобы она учила молодежь. Частушку просто так не споешь — ее нужно задорно сыграть. В репертуаре хора есть частушки, но я их редко включаю в программы. Мы усиленно работаем с молодыми солистами — как они будут готовы, так сразу и покажем программу частушек. Я экспериментировала, несколько раз выпускала их на сцену — принимали потрясающе, но для меня это не уровень высокого частушечного исполнения. Пока нет.
ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА
Это хранилище бесценного наследия, которое берегут как зеницу ока. Замечательная организация, и работают там люди увлеченные, а директор Тамара Пуртова — истинный пропагандист народного искусства. Когда меня интересует материал для нового номера, обращаюсь к ним, и они бескорыстно предоставляют и видеозаписи, и музыку, и ноты. А какая у них коллекция костюмов! Народный Клондайк! Отправляю туда молодых, чтобы они посмотрели на истинные ценности.
УЧИТЬ ИЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ?
Мой великий педагог Александра Прокошина (певица, хормейстер, народная артистка СССР. — «Культура») однажды мне сказала: «Ты думаешь, я тебя научу петь? Нет. Что Богом дано, то дано. Или есть талант, или его нет. Но научить понимать русскую песню постараюсь. Запомни на всю жизнь — русскую песню нужно не петь, а чувствовать душой». Русских народных песен, которые звучат на эстраде, не более десятка, некоторые переживают периоды моды и популярности. Лет пятнадцать назад абсолютно все пели терские частушки: «До свиданья, до свиданья, до свиданья три разА, а еще раз до свиданья, ваши карие глаза!» Потом наступили годы «Утушки луговой», «Субботеи», увлекались песней «Посею лебеду на берегу». На прослушиваниях в хор предупреждаю: с этими песнями не приходить. Но ребята их учат в училищах и колледжах с педагогами. Они добросовестные наставники, но часто то, как и чему они учат, неприемлемо для нас. У Хора Пятницкого своя манера звучания. Для нас самое важное — индивидуальность певческая. Разве можно сравнить Зыкину с Мордасовой или Шаврину с Воронец, а Русланову с Плевицкой? А сейчас приходят певцы — все как один — со сломанной природой, не той, что в них Богом заложена. Приходится переучивать.
ПОЕМ ШЕРСТИСТО
Золотой век Хора Пятницкого пришелся на 1930–1940-е годы. Сохранились записи тех лет. Пели шерстисто, но какие тембры! И это придавало такую характерную особенность звучанию коллектива, что его ни с каким другим нельзя было спутать. Никогда! Четкий открытый звук и ясная дикция — каждое слово как драгоценный камушек. Мы приложили немало сил, чтобы вернуть истинное оригинальное звучание нашему хору. Каждый артист умеет петь в ансамбле и при этом не терять свои особые тембр, краски и полутона — то, из чего складывается индивидуальность. Получается прекрасная неповторимая шероховатость — такая, как у природы, где нет ничего зеркально повторенного.
КИНО
Хор участвовал во многих кинофильмах. В «Интердевочке» пели «По диким степям Забайкалья», кружились в хороводе в фильме «Золотые рога», отплясывали кадриль в «Ссоре в Лукашах». Я еще застала те времена, когда нас снимал Александр Роу в картинах «Морозко» и «Огонь, вода и... медные трубы». Мы его очень любили и звали дядей Сашей. Недавно увидела по телевидению «Смерш», где лейтмотивом проходит песня «Когда мы были на войне» — тоже наша. В 2016-м, в Год кино, мы подготовили программу из песен и танцев тех кинофильмов, где звучал наш хор. Зрители до сих пор ее вспоминают и просят повторить.
Я — РУССКАЯ
Одно из ярких впечатлений детства — разговоры фронтовиков, друзей отца. Я замирала, слушая их. Отец прошел три войны: Финскую, Великую Отечественную, Японскую. Сегодня меня иногда упрекают в излишнем патриотизме. Патриотизм не поддается подсчету, он или есть, или его нет. Да, я — патриот, так воспитана. В День Победы всем хором вливались в шествие Бессмертного полка, выступали в Луганске и Донецке, даем концерты в госпиталях для раненых. Нужно будет — поедем на фронт. Выступал же хор на фронтах Великой Отечественной! Традиция, а мы должны великие традиции свято беречь. У нас в репертуаре немало военных песен, недавно исполнили две только родившиеся: «Есть еще в России мужики» и «Дай ему сил, чтобы он победил». Ребята с СВО присылают нам свои авторские песни, прямо из окопов. Военные песни мы поем и будем петь.
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого.
Свежие комментарии