У Ставропольского краевого кукольного театра появился свой дом — спустя 85 лет.
Говорят, что у кошки девять жизней, у Ставропольского театра кукол не меньше пяти. Театр появился на свет в 1936 году в Пятигорске, который в тот момент был административным центром Северо-Кавказского края, но через три года приказом краевого отдела искусств его перевели в Ставрополь.
В свою вторую жизнь театр вошел с «Каштанкой», «Иван-царевичем», «Сказкой о мертвой царевне» и «Веселым портняжкой». В годы войны театр не переставал работать, хотя от труппы остались четыре актера и баянист; в тяжелые послевоенные годы его было решено ликвидировать, но и после официального закрытия театра бригада кукольников продолжала выступать от имени Ставропольской государственной филармонии. В 1965 году театр был вновь открыт, его новая труппа состояла из выпускников Горьковского театрального училища. Но и в шестидесятые, и в семидесятые, и в восьмидесятые годы у кукольного театра не было своего здания, его артисты показывали свои спектакли, что называется «из чемодана», переезжали из города в город, выступали на сценах районных клубов и домов культуры. И только в 1987 году кукольникам наконец передали здание бывшего Дома пионеров. Но здание «народного дома» (так назывались дореволюционные предшественники советских Домов культуры), построенное в 1903 году и помнившее еще Деникина, который когда-то выступал здесь с речью, за годы своего существования ни разу не ремонтировалось и порядком обветшало. Театру пришлось продолжать свою «бродячую» жизнь в надежде, что однажды у него все-таки появится свой дом, а здание было надолго законсервировано. Масштабная реконструкция в «народном доме» началась только в 2019 году благодаря нацпроекту «Культура»: субсидия была выделена в рамках федерального проекта «Культурная среда». Строительные работы заняли два года: за это время в историческом здании был полностью отремонтирован фасад, заменена кровля, полы, окна, двери. Внутри появились новые кабинеты, гардеробные, а главное, большая сцена, оснащенная всем необходимым современному театру.-- Когда актеры видели гримерки, они говорили: «Я тут буду жить». Потому что у них гримерок никогда не было, -- вспоминает Елена Лазарева, директор театра.
Осваивать новое пространство труппа начала в 2021 году: первая новогодняя елка прошла 13 января. Следующие два года ушли на изучение новых сценических возможностей. Тяжелей всего пришлось художнику по свету -- от кукольного театра «из чемоданчика», как у средневековых ярмарочных артистов, перейти к 3D-технологиям, к видеомэппингу, это все равно что выскочить из темноты на яркое солнце. С непривычки можно и ослепнуть. «Пузыри, дым, снег, дождь, все спецэффекты теперь есть в наших спектаклях, -- комментирует Елена. – В «Скупом рыцаре» пепел сыплется, этот эффект недавно купили. Я говорю: «Вы сильно не увлекайтесь». Но понимаю, что это необходимо, если мы хотим удержать взрослого зрителя».
Кукольный театр не знает границ: ни жанровых, ни возрастных. В октябре ставропольские артисты впервые приняли участие в международном фестивале «Пермская фантасмагория» и вернулись с победой: гоголевская «Шинель» в трактовке главного режиссера Владимира Литвинова, превратившего историю скромного петербургского чиновника в мистический триллер, понравилась и жюри, и зрителям. Театр получил приглашение в Белоруссию и в Казахстан.
Есть в репертуаре Ставропольского кукольного и бэби-спектакли, рассчитанные на детей от двух лет и старше. Но в последнее время родители стали приходить в театр и с годовалыми чадами. Что тут поделать? Решили придумать спектакль и для таких вот малышей, собрав в нем разнообразные шуршалки и пищалки, все, что может вызвать положительные эмоции.
Есть планы и по работе с «особенными» детьми, им в кукольном театре тоже рады. «Сейчас мы хотим в партнерстве с образовательным центром «Сириус» сделать театральную смену, на зимние каникулы, а в будущем мечтаем открыть театральную студию, -- рассказывает директор театра. – Студия будет хозрасчетная, но с двумя большими группами куклотерапии».
Да, куклы еще и лечат, причем не только детей, но и взрослых, психологам это хорошо известно, они пишут книги по куклотерапии, а театр наблюдает ее в действии. Но это отдельная история, для другой статьи.
Интересно, что, получив в свое распоряжение прекрасное обновленное здание, Ставропольский театр не отказался от выездов, даже на дальние расстояния. Недавний пример -- Салехардский проект. Примерно полгода назад в театр позвонили из Ямало-Ненецкого автономного округа: «У нас в Салехарде нет кукольного театра, но есть модельные библиотеки. Хотим на базе одной из них создать театр. Помогите, пожалуйста».
«Мы съездили к ним в гости, -- вспоминает Елена Лазарева, -- наш главный режиссер сказал: «Нормальные ребята, что-нибудь получится». Команда ставропольского театра помогла салехардцам выбрать пьесу, заказать декорации, куклы, потом начались занятия онлайн. И в сентябре спектаклем «День, когда я встретил ангела» в Салехарде открылся «Театр черного лиса». Секреты работы с куклами ему еще предстоит осваивать, но молодому театру есть у кого учиться, перенимать мастерство. А это в театральном деле, пожалуй, самое главное.
Фотографии предоставлены театром.
Свежие комментарии