На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

186 подписчиков

Свежие комментарии

Непридуманная история: в театре на Чистых прудах показали спектакль «Позывной Тишина»

В День защитника Отечества на Другой сцене «Современника» Театр Олега Табакова (ТОТ) представил документальную драму «Позывной Тишина».

Непридуманная сценическая история — результат совместного творчества «Табакерки» и «Современника». Эти театры связаны традициями, территориальной близостью, а с прошлого года еще и общим художественным руководителем — Владимиром Машковым.

Он вышел на сцену перед премьерой, поздравил мужчин с праздником и отметил, что «сейчас время документализма, а время художественного осмысления современности еще не пришло». Фабула сценического действия связана со специальной военной операцией, и материал этот театр освоил без всяких скидок на время и обстоятельства, показав полноценный и молодой по духу спектакль.

Олег Антонов — драматург, сценарист, заведующий литературной частью ТОТ — написал строгую и трогательную документальную драму, в которой очевидна корневая связь с военной прозой. В основе сюжета — реальная история нашего современника Артема Василюка, с которым автор встретился в арт-кластере «Таврида» летом позапрошлого года. Он стал прототипом главного героя. Основываясь на рассказах о жизни Артема в его собственном изложении, Олег Антонов создает художественный образ протагониста, в котором просматривается собирательный портрет поколения. В пьесе нет напускного пафоса, сцены мирной жизни вполне узнаваемы, военные страницы «сотканы» из фронтовой дружбы и наставничества, картинок походной жизни и доблестных поступков. Драматург распахивает режиссеру и актерам пространство для перевоплощений и игры.

Артем, как в реальной жизни, так и в сценической версии, совершает два крутых виража.

Меняет мирную жизнь на фронтовую — уходит на СВО добровольцем. Узнав о его намерениях, Артема бросает невеста Галя. В своем главном бою он совершает подвиг, спасает товарищей, теряет ногу, становится инвалидом — вернуться в военный строй, где он чувствовал себя таким нужным, уже невозможно. Найти себя в мирных буднях на втором вираже оказалось делом непростым, хотя судьба сделала щедрый подарок —он встретил Катю, готовую решительно изменить свою жизнь ради любимого. Душу Артема разъедают мысли о физической неполноценности, о потерянном содержании бытия — его поглощают запои, отчаяние, депрессия. Долгую и мучительную реабилитацию он воспринимает как отчаянное сражение с самим собой.

Постановка доверена молодому актеру и режиссеру-дебютанту Севастьяну Смышникову, и в спектакле выдержан точный душевный настрой — без агрессии и эксцентрики. Здесь не столько находки режиссера, сколько воля и страсть исполнителей. Голосистые артисты время от времени поют без всякой искусственной красивости — да так, что зал замирает: «Заалела зоренька над Москвой-рекой. / Заалела красная да над всей страной. / Дымкой окутаны пашни и поля./ Ой ты, диво дивное, русская земля!», а «Черный ворон» не иллюстрирует эпизод, а передает страдания и печали, которыми отзывается каждый день войны: «Полети в мою сторонку /
Скажи маменьке моей / Ты скажи моей любезной / Что за Родину я пал». Спектакль по-детски доверчив — режиссеру так многое хочется сказать, что он дробит действие экранной хроникой. В лучших, стремительных и взволнованных, сценах, чувствуется рука Владимира Машкова, умеющего строить сценическую речь повествования на жанровых перепадах. Действие не соблюдает принцип хронологии, что делает спектакль необычным: воспоминания о мирных днях врываются в краткие передышки между боями, а война будоражит мирный покой.

Фантазия художника Иршата Азиханова придумала подвижные многосмысловые двухуровневые конструкции, которые превращают сцену то в блиндаж или в операционную военно-полевого госпиталя, то в кухню городской квартиры или интерьеры деревенского дома. Темное небо озаряют лучи прожекторов (художник по свету Айвар Салихов), пространство пронизывают зловещие звуки разрывов снарядов, пылают падающие «зажигалки», горит земля.

Главную роль Артема сыграл актер «Современника» Николай Клямчук. Он не новичок в эстетике документального театра — незабываем исполненный им монолог в спектакле «Что вы делали вчера вечером?» Его Артем проходит горький путь. На войне он — человек открытый и обаятельный, временами удивленный, а то и безалаберный. В мирные будни его душа словно выжжена «тотальным равнодушием» и страхом одиночества. Как загораются его глаза, когда он вспоминает довоенные годы и службу в МЧС, рассказывает о несостоявшемся счастье с Галиной и о своем любимце коте.

Армейский Батя каждому солдату как второй отец — учит основам военной жизни: «Бытовуха здесь спасает», а потому никакие тыловые навыки требует не забывать: «чистим зубы дважды в день, бреемся, стираем». Батю играет Дмитрий Бродецкий — из старой гвардии, один из «цыплят табака» Школы-студии МХАТ, которым оставался верен Олег Павлович. Его персонаж — основателен, монументален, легко переходит от задушевной сентиментальности к строгим приказам. Типажная достоверность в образе куркуля Миколы Аркадия Киселева, которому важнее всего личное благополучие, а не моральный кодекс и социальная идентичность.

В ролях молодых героев — воспитанники Театральной школы Олега Табакова. Убедителен Серега в исполнении темпераментного Максима Сачкова. Образ бойца Никиты создал сам режиссер Севастьян Смышников, и горький монолог про девушку, которая его обворовала, звучит печально и не без насмешки.

Женские роли рифмуются по принципу контраста. Обозленная и раздраженная Галина Анастасии Тимушковой не намерена ждать любимого, да и нелюбим он ею вовсе. Катя Арины Автушенко — поначалу воплощение любви, преданности, искренности — к финалу теряет веру в чудо, сохраняя стойкость перед лицом несчастья. За своего Артема она продолжает бороться, но хватит ли ей сил?

Сейчас реальный, а не театральный Артем вглядывается в своего двойника на сцене взволнованно и с неподдельным интересом, а зрители встают, когда в заключительной сцене спектакля на экране появляются кадры, на которых Артем — легкий и увлеченный — ставит спортивные рекорды.

После премьеры «Культура» поговорила с драматургом Олегом Антоновым, автором пьес «Егорушка (Первый снег)», «Смертельный номер», версии пьесы Сергея Найденова «Дети Ванюшина»; им написаны сценарии к кинокартинам «Сирота казанская», «Апостол», к сериалу «Черное солнце». К 80-летию Великой Победы в российский прокат выходит премьера нового фильма «В списках не значился», и сценарий Олега Антонова бережно передает слово и стиль знаменитой повести Бориса Васильева.

— Как возникла пьеса «Позывной Тишина»?

— Идея принадлежит арт-кластеру «Таврида», а точнее лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» Академии творческих индустрий «Меганом», где драматурги и режиссеры встречались с ребятами — участниками СВО, которые приехали в Крым на реабилитацию. Мы слушали их истории, могли задавать интересующие нас вопросы, уточнять детали. Потом участники выбирали себе одну из историй для создания драматургического материала — впоследствии появилось 12 пьес. Бойцы охотно рассказывали о себе, им было лестно, что их жизнью интересуются и задают столько вопросов. Мы с Севастьяном Смышниковым, нашим актером, готовившимся поставить свой первый спектакль, понимали, зачем мы едем на «Тавриду», какие у нас цели и чем наша командировка должна закончиться. Проект — четкий и ясный.

— Бойцы были откровенны?

— Не сразу. Мое личное наблюдение: у каждого из них к моменту встречи уже сложилась некая матрица, они продумали, что будут рассказывать. Наш герой Артем каждый раз повторял один и тот же сюжет, буквально слово в слово. И заканчивал счастливо: встретился со своей Катей, уехали в Крым, где и живут в полном согласии. Я понимал, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой, что-то есть еще. Долго пришлось его раскачивать, чтобы он рассказал про сложность возвращения к мирной жизни, проблемы с алкоголем, о рехабе и его обитателях.

— Как удалось разговорить?

— Артем долго обходил мои щекотливые вопросы, но однажды его прорвало. Чудесным поздним вечером мы сидели на лавочке — море, звезды, подсвеченные фонтаны невероятной красоты. Тогда Артем рассказал многое. Я узнал, как он оказался на войне, каким он был раньше. А был он человеком тренированным, собранным, всегда мотивированным — все-таки служил в МЧС. Вспомнил, как уговорил отчаявшуюся женщину открыть дверь и впустить его: она сидела в закрытой квартире с зажигалкой в руке, уже облилась бензином — он убедил ее не совершать самоубийства. Артем вернулся мыслями в тот страшный день, когда выносил детей и стариков с пылающего десятого этажа. В этих рассказах проявлялся его характер — спокойный, интровертного склада, но очень целеустремленный и собранный. Мне хотелось проследить цепочку от начала до конца. Он же ушел добровольцем — его не призывали, и никто не заставлял. Да и решение он принял не с первого захода: сначала девушка его отговорила, а потом, спустя несколько месяцев, Артем стал бойцом СВО.

— Ваша документальная драма включала авторскую фантазию?

— Фантазии практически нет. За исключением образа бывшей девушки героя Гали, которая стала неким собирательным образом: обычная провинциалка со своими провинциальными запросами — квартира, положение, деньги, достаток — это достаточно распространенный и устойчивый взгляд на жизнь. А с Катей — все из первых уст. Однажды я с ней часа три проговорил по телефону — мне не хватало фактуры. Из ее рассказов понял, что самая большая победа — победа Артема над собой. Но эта победа с многоточием в конце — жизнь-то продолжается.

— В каком формате написан текст — пьесы или сценария?

— Это отформатированные фрагменты многочасовых интервью. Я поставил себе креативную задачу — максимально следовать исходному тексту. Да, я понимаю, что своими вопросами я нажимал человеку на какие-то болевые точки и, может, ему сейчас не очень приятно, что его борьба с самим собой стала публичным достоянием — он не был к такому готов. Но тем не менее он справился с ситуацией. И в дальнейшем справится, я уверен. Большой плюс спектакля то, что мы ничего не приукрашиваем. Если сократить упоминание о двухстах раненых, «вырезать» парня с половиной головы, позабыть про пьянку, то что тогда рассказывать? Сказку?

— В какой атмосфере проходили репетиции? Как соотносились: режиссерская концепция, ваша авторская позиция, мнения актеров, которые по сути играют своих ровесников?

— Все определял Севастьян Смышников — один из молодых режиссеров, которых выращивает Владимир Машков. Когда-то 15-летними подростками они поступили в Школу Табакова, выросли, пришли в театр и тянут на себе весь репертуар — они исповедуют единые театральные идеи. Я приносил тексты. Ребята кропотливо и подробно работали, пытаясь их освоить. Теперь они играют так, как понимают и чувствуют.

— Жанр как исповедь вы придумали?

— Этот жанр родился сам собой. Кто-то произнес это слово и его подхватили. По сути это и есть исповедь. Изначально у нас была такая схема: текст был разбит на множество фрагментов по принципу пазлов. Была главная точка — бой как центр пьесы, а дальше — такие качели: «30 дней до боя», «год до боя», «пять дней после боя», «20 дней после боя». И в финале — собственно бой. Когда начали репетировать, увидели, что сцена не выдерживает такой хаотичности. Бумага терпит, а сцена — нет.

— Как перешли из актерского братства — в писательскую братию? Случай или продуманное решение?

— В1984 году я окончил Школу-студию МХАТ. Шесть лет служил артистом в Театре Пушкина, поработал в первой русской антрепризе — Леонида Трушкина — в его Театре Антона Чехова. В «Вишневом саде» играл Лопахина с суперзвездами: Татьяной Васильевой, Евгением Евстигнеевым, Николаем Волковым. Отыграл два сезона, вернулся в Театр Пушкина опять играть «Кушать подано» — и понял, что, наверное, в этой профессии я уже достиг своей вершины. Нужно пробовать что-то другое.

— Вы давно заведуете литературной частью Театра Олега Табакова. Можете определить характерные черты коллектива?

— Все актеры — фанаты своего дела. Такой труппы, готовой выполнять любые творческие задания — лететь на край света, выступать под открытым небом, проводить ночные репетиции, работать без выходных — я не встречал нигде. Они живут на невероятной скорости, работают с жадностью. Как говорит Машков, театр — дело молодых. Глядя на актеров Табакерки понимаешь, что это истинная правда — будущее русского театра за ними! 

Фотографии: Сергей Киселев / АГН Москва.

 

Ссылка на первоисточник
наверх