Газета «Культура»

92 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    "На Казанском вокзале", на видном месте, на мраморной доске, крупным, отлитым в бронзе шрифтом, набрать стихотворение...На Казанском вокз...
  • GriG Ms
    В той гавнище руского майдана как и в нонешних было тыщи взглядов как улучшить самодержавские порядки -- у купцов одн...Человек из стали:...
  • Николай Кержаков
    Всем, всем, всем!!!! На смену ныне стоящей научно-познавательной Древне-греческой ЛУКАВОЙ философии уже в Пути ( при ...Русский код возро...

Неидеальные идеи: какие концепции конкурируют в современном мире

Неидеальные идеи: какие концепции конкурируют в современном мире

Мы попытались разобраться, какие существуют концепции миропорядка и чем они отличаются друг от друга. Безусловно, объективно сравнить все идеи (национальные или же глобальные) невозможно, поэтому вместо традиционного рейтинга мы решили составить качественный обзор каждой из них. Здесь не будет оценок или баллов — зато будет обзор того, что включает в себя каждая из рассматриваемых моделей миропорядка. 

Какова история возникновения этих идей? Что лежит в их основе? И каким был бы мир, если бы конкретная идея стала главенствующей? Рассмотрим эти вопросы в нашем новом материале.

Как мы анализировали идеи

Хотя мы приняли решение не оценивать каждую идею в баллах и не составлять итоговый рейтинг с оценками, мы постарались провести их сравнение по одним и тем же критериям, чтобы сопоставить их максимально адекватно. Мы проанализировали историю возникновения конкретной идеи, ее основные положения и основных идеологов, основные философские и литературные труды, раскрывающие данную идею, период расцвета интереса к ней. Кроме того, мы попытались немного пофантазировать и представить себе, каким могло бы быть человечество, если именно эта идея стала бы доминировать в мире. Подробнее рассмотрим на примере русской идеи.

История возникновения

Идея о существовании особого русского пути и избранности русского народа возникла еще в XVI веке, когда была сформулирована концепция «Москва — третий Рим», согласно которой Москва (позже — и вся Российская Империя) является преемницей Римской Империи). Об исключительности русского народа задумывались и славянофилы, выступавшие против вестернизации русской культуры и видевшие ответ в православии. Сам же термин «русская идея» был введен Федором Михайловичем Достоевским в 1860 году (в объявлении о подписке на журнал «Время»), но более широкое распространение получил после 1888 года, когда философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьев прочел в Париже доклад под названием «Русская идея». Основной темой доклада был «смысл существования России во всемирной истории». В центре русской идеи Соловьев ставил религию, а именно объединенное христианство без деления на православие, католицизм и протестантизм. По Соловьеву, русская идея не должна концентрироваться исключительно на русском народе или же на всех славянских народах, поскольку каждый этнос неразрывно связан с другими. Соловьев рассматривал русскую идею не как исключительность русского народа, а как долг России перед другими народами и ее культурно-исторический вклад в устройство всего мира — здесь мыслитель следовал принципу «всеединства», основополагающего для его философии.

В трудах других философов учение о русской идее претерпело значительные изменения.

Основные положения

В концепции Соловьева, русская идея основывается на принципах теократии как непреложной истины, наднациональной связи России с другими народами, а также всеединства. Иной взгляд на «русскую идею» был у Николая Александровича Бердяев, который, напротив, делал акцент на исключительности русского народа и существовании его особого пути и придавал идее эсхатологический характер, отмечая устремленность русского народа не к граду земному, а к граду грядущему. По мнению Бердяева, русская идея как отражение противоречий русской души являет собой Божий замысел.

Основные идеологи

Вл. С. Соловьев, Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, Вяч. Иванов, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Н.А. Бердяев

Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею

«Русская идея», Вл. С. Соловьев (1888);
«Русская идея», Н.А. Бердяев (1946).

Период расцвета

Конец XIX — середина XX века. Интерес к концепции «русской идеи» возродился после распада СССР.

Попробуем представить, каким был бы мир, если бы русская идея в нем главенствовала. В современном мире эсхатологическая концепция Бердяева представляется хотя и занятной теорией, но малоприменимой к реальной жизни: вряд ли кому-то сегодня придет в голову всерьез рассуждать о том, что ждет русский народ в граде грядущем. При этом некоторая отстраненность русского народа от града земного с его земными тяготами и проблемами имеет место. Глядя на состояние многих российских деревень (да и городов), можно допустить, что их обитатели на град земной давно махнули рукой.

Более актуальным кажется геополитический аспект русской идеи. Так, если бы русская идея доминировала в мире, территория современной России (или, по крайней мере, территория ее политического влияния) расширилась бы как минимум до границ Российской Империи. Кроме того, в этом случае Россия получила бы существенно большее влияние и за границей. Попытки к усилению на международной арене в современной России, безусловно, и так предпринимаются — взять хотя бы сирийскую кампанию или дипломатические усилия нашей страны в Карабахском конфликте. В случае доминирования русской идеи и объединения христианских религий Россия могла бы взять на себя роль миротворца и глобального политического игрока в гораздо больших масштабах.

Протестантская идея

История возникновения

Начало протестантской идеи, или протестантской этики, было положено в 1517 году, когда монах Мартин Лютер открыто выступил с критикой католической церкви из-за ее практики индульгенций и опубликовал свои «95 тезисов» (как считалось ранее, он прибил их к двери Замковой церкви в Виттенберге, однако позже эта теория была оспорена). Это послужило началом эпохи Реформации, в результате которой католическая церковь утратила былое могущество, протестантизм распространился по Европе, а затем и по Америке, а провозглашаемые протестантизмом ценности (стремление к экономии, скромность, усердие), повлияв на умы людей, способствовали переходу от феодального уклада к капиталистическому. Уже в начале XX века социолог Макс Вебер выдвинул теорию о том, что именно протестантская трудовая этика обеспечила подъем капитализма в протестантских странах: в частности, в США, Великобритании, Нидерландах.

Основные положения

Согласно протестантскому учению, успех в земных делах является знаком благоволения Бога, поэтому достаток и успешное ведение торговли не греховно (здесь протестантизм противопоставляет себя католицизму, где благородным считался лишь тот труд, который не приносил сверхдоходов, соответственно, «чрезмерное» богатство могло считаться чем-то греховным. Соответственно, усердный труд, приводящий к получению хорошей прибыли, в протестантских обществах считался признаком не алчности, а, наоборот, праведности.

Основные идеологи

Мартин Лютер, Жан Кальвин, Макс Вебер

Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею

«95 тезисов», М. Лютер (1517);

«Наставления в христианской вере» (1536);

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Период расцвета

С XVI века и по сей день.

Чтобы представить себе, каким был бы мир, если бы в нем главенствовала протестантская идея, фантазировать даже не приходится. Просто потому что в западном мире именно она сейчас и главенствует. США и Великобритания, в которых доминирует протестантизм, сегодня являются теми самыми странами, которые определяют миропорядок. Капитализм, который, по Максу Веберу, утвердился в мире именно благодаря протестантской этике, нашел свой апогей в американском обществе потребления, где вся жизнь строится вокруг бизнеса и денег.

Европейская идея

История возникновения

После падения Византии под Европой стали понимать христианский (на тот момент католический) мир в целом — в противовес враждебному мусульманскому миру. В эпоху Возрождения идеал Европы, объединенной христианством ради противостояния исламской угрозе, выражал Эразм Роттердамский, хотя тогда идея единой Европы была абсолютной утопией: в то время даже отдельные европейские государства были раздроблены на множество княжеств. Позже к идее европейской интеграции возвращались правители различных европейских государств. Так, чешский король Георгий Подибрад предлагал европейским государям заключить договор о взаимном ненападении и взаимной поддержке в случае внешней агрессии. Проект чешского короля сильно напоминает устройство современного Евросоюза и предусматривал существование Союзного совета, в который бы входили представители государств — членов Союза, а также Союзного суда, который бы разрешал конфликтные ситуации между участниками. Французский король Генрих IV вместе со своим министром герцогом Сюлли также разрабатывал аналогичный проект, известный под названием «Великий проект», в рамках которого Европу предлагалось разделить на 15 государств с неприкосновенными границами, общеевропейские интересы должны были стоять выше национальных, участники не должны воевать между собой, а возглавлять союз должен был Высший Совет. К аналогичным идеям не раз обращались европейские политики и мыслители.

Наиболее остро вопрос объединения европейских государств ради сохранения мира встал после Первой Мировой войны, когда появилось много подобных проектов. Так, австрийский философ Рихард Куденхов-Калерги предлагал создать Панъевропейский союз, подразумевавший создание союза равноправных государств, общеевропейского воинского контингента, единой валюты, таможенного союза.

После же Второй мировой войны, в 1951 году, было создано Европейское объединение угля и стали, куда вошли ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия. Договор о создании этого объединения и стал первым реальным шагом к евроинтеграции.

Основные положения

Единая Европа как оплот христианства; объединение европейских государств для поддержания мира; объединение европейских государств в целях экономики.

Основные идеологи

Э. Роттердамский, П. Дюбуа, Генрих IV, Ш. И. де Сен-Пьер, К. Краузе, А. де Сен-Симон, Р. Куденхов-Калерги

Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею

«Проект установления вечного мира в Европе», Ш. И. де Сен-Пьер (1713);

«Набросок проекта союза европейских государств в качестве основы всеобщего мира и правового единства предотвращения любых посягательств на внутреннюю и внешнюю свободу Европы», К. Краузе;

«О реорганизации европейского общества», А. де Сен-Симон, О. Тьерри (1814).

Период расцвета

Вторая половина XX века.

Время доминирования европейской идеи уже прошло: период ее расцвета пришелся на вторую половину XX века, когда создавалось множество объединений европейских государств, венцом которых стал Европейский союз. В наши дни и Евросоюз, и сама европейская идея постепенно приходят в упадок. Выразилось это, прежде всего, в Брекзите, однако признаки того, что европейские государства уже не так свято верят в идеалы евроинтеграции, появились еще до проведения референдума в Великобритании о выходе страны из объединения. Кризис европейской идеи стал явно заметен после наплыва беженцев в страны Европы, начавшегося в 2015 году. Тогда Евросоюз начал буквально раскалываться на два лагеря: в то время как некоторые страны (прежде всего Германия) принимали у себя мигрантов, другие отказывались от этого.

Если во второй половине XX века глобалистское движение активно набирало силу, то теперь в Европе, напротив, сильны антиглобалистские настроения. Во многих странах Евросоюза набирают популярность партии, поддерживающие национальные интересы государств, евроскептики и антиглобалисты приобретают все больше поддержки. На фоне пандемии COVID-19, в начале которой странам Евросоюза не удалось сформировать единую стратегию борьбы с коронакризисом, стало очевидно, что единая Европа сегодня — практически угасший миф, а в реальном мире каждый сам за себя.

Коммунистическая идея

История возникновения

Хотя сам термин «коммунизм» стал широко использоваться в философии только в XIX веке, по сути коммунистические идеи появились еще в древнем мире — например, их распространяли древнегреческие софисты, практиковали ученики Пифагора. Общины, жившие по коммунистическим принципам, существовали в древнем Иране и странах Средней Азии.

Коммунистические идеи мы наблюдаем, например, в «Утопии» Томаса Мора, где жители изображаемой несуществующей страны не имеют денег и не ведут торговлю, а получают все от государства. В конце XVIII века некоторые французские революционеры также высказывали коммунистические идеи — например, Франсуа Буассель, выступавший за всеобщее равенство, использование общего имущества и разделения его по потребностям. Эти идеи продолжили развиваться во Франции и в XIX веке — одним из главных их представителей был Этьен Кабе, который даже попытался воплотить их в США, купив землю в Техасе и переселив туда рабочих из Франции.

Начало расцвета коммунистических идей пришлось на середину XIX века: в 1847 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс в составе союза коммунистов издали «Коммунистический манифест». Сам коммунизм разделился на разные учения — анархо-коммунизм и марксизм, — а в XX веке появились ленинизм, троцкизм и маоизм.

Основные положения

Общественная собственность на средства производства; отсутствие деления общества на классы; социальное равенство. От каждого — по способностям, каждому — по потребностям.

Основные идеологи

Э. Кабе, К. Маркс, Ф. Энгельс, П.А. Кропоткин, В.И. Ленин, Мао Цзэдун

Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею

«Экономическо-философские рукописи», К. Маркс (1844);

«Принципы коммунизма», Ф. Энгельс (1847);

«Красная книжечка».

Период расцвета

Вторая половина XIX — первая половина XX века.

Несмотря на то что коммунизм так и остается лишь философской концепцией и истинно коммунистическое общество так и не было создано ни в одном государстве, доминирование коммунистической идеи человечество уже видело. Выразилось оно в создании Советского Союза, руководители которого поставили целью через социализм прийти к коммунистическому обществу. В советском государстве были уничтожены социальные классы, сформировавшиеся до этого, все граждане имели равный доступ к таким социальным благам, как медицина, образование и жилье, при этом работу они получали по распределению. С одной стороны, то общество было действительно намного ближе к установлению всеобщего равенства, чем капиталистическое общества, которому противопоставлял себя СССР, однако в действительности все же некоторые были «равнее» других: взять хотя бы представителей партийной верхушки, которые получали от государства огромные квартиры и дачи — это было совершенно несравнимо с теми благами, к которым получали доступ простые рабочие.

Интересен пример современного Китая, где был провозглашен принцип «Одна страна — две системы». Несмотря на то что официальной политической идеологией в КНР остается коммунизм, в современном мире коммунистические идеи, как показала история, не могут конкурировать с капитализмом. И в Китае благополучно «поженили» эти концепции.

***

Рассмотрев эти четыре идеи, мы видим, что все они неидеальны. Русская идея так и не пришла к своей фактической реализации, европейская идея находится в глубоком кризисе, коммунизм также показал свою нереализуемость — или, по крайней мере, попытки прийти к нему слишком сильно опередили свое время. Настоящую жизнеспособность продемонстрировал разве что капитализм. В конце концов, деньги решают, и прийти к созданию общества потребления, где все ориентированы на получение выгоды и любой товар можно купить, оказалось проще всего. Как ни печально, именно эта идея, сколь бы приземленной она ни казалась, стала по-настоящему глобальной.

Фото: Александр Авилов, АГН Москва

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх