На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

173 подписчика

Свежие комментарии

Симфония, джаз и Ренессанс: новинки от фирмы «Мелодия»

Предлагаем читателям «Культуры» несколько свежих релизов нашего прославленного звукозаписывающего лейбла.

Антон Брукнер «Симфонии»

В текущем году музыкальный мир отмечает двухсотлетие выдающегося австрийского композитора Антона Брукнера. В честь этого события «Мелодия» впервые представляет собрание записей автора, осуществленных Геннадием Рождественским и Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР в 1983 — 1988 годах.

Брукнер — один из крупнейших симфонистов в истории музыки. Он создал одиннадцать симфоний, среди которых девять номерных и две, озаглавленные по тональности (фа минор и ре минор). Примечательно, что у всех симфоний (кроме самой первой, фа-минорной «ученической») есть несколько редакций.

Судьба произведений Брукнера складывалась довольно непросто. Композитор долгое время жил в австрийской провинции и работал на небольших должностях — трудился органистом, хормейстером. Будучи от природы человеком застенчивым и сомневающимся, Антон Брукнер до сорока с лишним лет считал свое мастерство несовершенным и больших карьерных шагов не предпринимал.

Лишь на пятом десятке он отправился в Вену, где начал преподавать, а его симфонии зазвучали на крупных сценах. Однако и их ждали сложности. Поклонник и последователь Рихарда Вагнера, Брукнер подвергся нещадной критике современных ему аналитиков и коллег-музыкантов за нескрываемую привязанность к именитому предшественнику. Признание к Брукнеру пришло только в 1884 году (когда композитору было уже шестьдесят), благодаря дирижеру Артуру Никишу, который с успехом осуществил премьеру его Седьмой симфонии...

В XX веке статус австрийского мастера как значимого симфониста уже не подвергался сомнению, но монументальное наследие Брукнера еще долгое время оставалось полностью не освоенным. Лишь в конце прошлого столетия, в 1980-х годах, положение изменил Геннадий Рождественский. На протяжении нескольких лет наш знаменитый дирижер вместе с Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР занимался амбициозным проектом — записывал все симфонии Брукнера во всех опубликованных на тот момент редакциях. В обозреваемый релиз включены по одной версии каждой из одиннадцати симфоний, а также версия финала Четвертой симфонии, которому сам Брукнер хотел дать подзаголовок «народный праздник».

По словам композитора Георгия Дорохова, Брукнер был «одним из самых старомодных авторов конца XIX века» и «одновременно самым прогрессивным из поздних романтиков». При этом об исполнении симфоний Брукнера Геннадием Рождественским тот же Дорохов высказывался так: «Его исполнение симфоний Брукнера очень отличается от среднестатистического. У Рождественского Брукнер воспринимается абсолютно как композитор ХХ века — творец, сочинявший примерно в одно время с Шостаковичем. Пожалуй, ни в одном другом исполнении такое сравнение в голову прийти не может».

Евгений Борец «Казанский календарь»

Недавно, в конце лета 2024-го, пятидесяти пятилетний юбилей отметил известный джазовый композитор Евгений Борец. К этой дате «Мелодия» выпустила новый альбом музыканта «Казанский календарь», который доступен для скачивания и прослушивания на всех цифровых площадках.

Борец — один из ведущих композиторов и аранжировщиков российской джазовой сцены, незаурядный пианист. Его импровизационное мастерство отмечают как знатоки джаза, так и приверженцы академической музыки. Действительно, в манере исполнения музыканта элементы классической школы фортепиано гармонично соседствуют с эстетикой традиционного джаза, а также таких направлений, как cool jazz и world music.

В «Казанский календарь» (Казань — родной город Евгения Борца, где он начинал свой музыкальный путь) вошли восемь авторских композиций, каждая из которых посвящена известному композитору или писателю, так или иначе повлиявшему в свое время на творчество маэстро. Среди прочих, это сочинения под лаконичными и говорящими сами за себя названиями: Beethoven, Chopin, Morricone, Bulgakov, Dovlatov…

Композиции на альбоме звучат в исполнении самого Евгения Александровича, а также Казанского камерного оркестра La Primavera под руководством заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Республики Татарстан Рустема Абязова. Автором оркестровок выступил известный саксофонист и музыкальный продюсер Михаил Савин. Трек Presnyakov записан при участии специального гостя проекта — народного артиста России Игоря Бутмана.

Запись, осуществленная в казанской студии «Ред Бокс» (звукорежиссер Андрей Панов), а также в столичной студии «СинеЛаб» (звукорежиссер Михаил Муханов), совсем свежая — датируется 2024 годом.

Дмитрий Черевко, Анна Недоспасова Nature animé

Альбом Nature animé придумали двое российских музыкантов, которые играют на старинных инструментах: мультиинструменталист Дмитрий Черевко и клавесинистка Анна Недоспасова.

Идею названия релиза, отсылающего к термину «натюрморт», Дмитрий Черевко объясняет так: «В противоположность жанру натюрморта (nature morte — мертвая природа), музыка — это природа одушевленная (nature animé), поэтому произведения, созданные более пятисот лет назад, «оживают» в интерпретациях современных исполнителей».

В альбоме Nature animé Черевко и Недоспасова предприняли попытку собрать «карту» музыкальной Европы эпохи Ренессанса: композиторов из Испании, Италии, Франции, Фландрии, Англии. Такие авторы, как Антонио де Кабесон, Антонио Валенте, Грегуар Брайссинг, Тильман Сузато, Орацио Векки хорошо известны меломанам, специально интересующимся означенным историческим периодом, однако в России их произведения исполняют нечасто. Альбом знакомит слушателей с произведениями из сокровищницы музыкальной культуры эпохи Возрождения, все переложения созданы Дмитрием Черевко.

Этот незаурядный музыкант хорошо известен и как исполнитель, и как исследователь, энтузиаст средневекового музыкального искусства. Он активно записывает старинные пьесы и пропагандирует их исполнение на аутентичных инструментах, участвует в мастер-классах, выступает с концертами-лекциями о ренессансных сочинениях и композиторах, их создававших.

Анна Недоспасова является профессором Новосибирской консерватории, играет на клавесине и изучает средневековую, ренессансную и барочную европейскую инструментальную музыку, русскую музыку второй половины XVII–XVIII столетий. Анна Павловна — участница Ансамбля ранней музыки Insula Magica. Она выступала со многими известными артистами, специализирующимися в области ранней музыки: в частности, с клавесинистом Алексеем Любимовым, гитаристом Дмитрием Илларионовым, арфистом и исследователем Эндрю Лоуренс-Кингом.

Черевко и Недоспасова часто представляют совместные концертные программы и участвуют в просветительских проектах, связанных со старинной музыкой. Их общую работу фирма «Мелодия» издает впервые. Фонограмма записана во Владимире в марте прошлого года. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх