На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

180 подписчиков

Свежие комментарии

«Я живу, чтобы песня жила»: к юбилею Леонида Утесова

Сто тридцать лет назад, 22 марта 1895 года в Одессе родился мальчик, которому судьбой было предназначено стать одним из ярчайших явлений отечественной эстрады. Звали его Лазарь Вайсбейн, но во всем мире он известен как Леонид Утесов.

О происхождении своего красочного и броского псевдонима артист вспоминал, что, когда в 1911 году, его, шестнадцатилетнего паренька, в свою миниатюру «У разбитого зеркала» пригласил известный одесский артист Ефим Скавронский, то поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!

» Это требование не столько удивило юного артиста, сколько взбудоражило: тогда (как, впрочем, и во все времена) в артистическом мире было принято брать красивые и романтичные сценические имена.

«Я решил взять себе такую фамилию — откровенничал впоследствии Утесов, — какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев, и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым? Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… Что же есть на земле еще выдающееся? — мучительно думал я, глядя на утес с рыбачьей хижиной... Боже мой, утесы, есть же еще утесы! Я стал вертеть это слово так и этак. Утесин? Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… Утесов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утесов! Именно Утесов!»

В летописи популярного музыкального искусства есть артисты, невероятную популярность которых не просто объяснить. Их нельзя назвать выдающимися вокалистами и инструменталистами-виртуозами, они не обладают ни искрометным сочинительским дарованием, ни исключительными внешними данными... При этом любовь огромного количества поклонников, равно как и след, оставленный данными творческими личностями в истории, — колоссальны и мало с чем сопоставимы.

Таков и наш герой. Примечателен один эпизод. В конце пятидесятых годов, на волне состоявшегося в 1956 году ХХ съезда КПСС (вошедшего в историю прежде всего осуждением культа личности Сталина), стали переозвучивать художественные фильмы, созданные в годы правления Вождя, чтобы в том числе (и в первую очередь), вырезать любые упоминания о нем.

И если советский народ худо-бедно и свыкся с тем, что на экранах появились знакомые ленты с Раневской без голоса Раневской, с Жаровым без голоса Жарова, и так далее, то когда вышли «обновленные» «Веселые ребята», где вместо Утесова пел другой актер, в прессе поднялся такой мощный шум, что переозвученный вариант сняли с проката и пустили прежний — с голосом любимого всеми певца.

Забегая вперед, отметим, что Утесов стал первым из артистов эстрады, удостоенным звания народного артиста СССР.

Думается, главную роль в феномене популярности Леонида Утевова играли три составляющие. Во-первых, его яркая индивидуальность. Не самый привлекательный тембрально, голос артиста невозможно спутать ни с каким другим. Его раскатистая, широкая манера пения поистине уникальна, что невооруженным ухом слышно практически во всех песнях (а их в репертуаре музыканта было несколько сотен).

Отметим, Утесов нередко записывал одну и ту же композицию несколько раз. Пик всенародной любви к Утесову пришелся на период с середины 1930-х (когда вышел фильм «Веселые ребята», где он исполнил главную роль) до середины 1960-х (когда он решил покинуть сцену, появляясь после этого лишь по особо важным, юбилейным случаям). Все эти тридцать лет популярность артиста была настолько велика, что, вследствие огромных тиражей его пластинок, матрицы с записями, с которых штамповали пластинки, приходили в негодность, поэтому маэстро вновь приходилось браться за работу. Впрочем, он любил записывать одну и ту же песню в разных трактовках и каждое новое исполнение отличалось от других, было неповторимым.

Во-вторых, утесовская творческая палитра многолика: он исполнял все от комических куплетов и городского романса до русифицированных зарубежных шлягеров и советских лирических и массовых песен. И сегодня многие навскидку назовут с произведений самых разных жанров из репертуара артиста. «Сердце», «Пароход», «У самовара», «Песня извозчика», «Дорогие москвичи», «Дорога на Берлин», «Барон фон дер Пшик», «Джаз-болельщик», «Прекрасная маркиза» — эти песни у нескольких поколений связаны исключительно с именем Утесова.

В-третьих, Леонид Осипович был Артистом до мозга костей. Любил и ценил свое призвание. И, хотя он полностью степень своей популярности, по воспоминаниям современников, будучи не самым простым в общении человеком, тем не менее не кичился и не «звездил». Он был далек от манерных разглагольствований о «муках творчества». Хорошо известны его слова: «Если вы такой большой художник, что не можете без мучений, отойдите, пожалуйста, в сторонку и мучайтесь там себе на здоровье. Не надо портить жизнь другим. Она и без вас не такая сладкая...»

Интересно, что сам Леонид Утесов любил называть себя джазовым музыкантом, да и у нас в стране принято его негласно считать «папашей советского джаза». Действительно, на формирование эстетики Утесова большое влияние оказал американский оркестр под управлением Теда Льюиса, концерт которого наш герой посетил в Париже в 1928 году. После той поездки артист принял решение создать собственный коллектив «Теа-джаз» (слияние понятий «театр» и «джаз»), в рамках которого соединил западный опыт с традициями российского эстрадного театра, придав ему соответствующую духу времени «советскую» злободневность.

Однако звучание утесовского эстрадного оркестра имело к классическому джазу мало отношения, и едва ли поклонники этого музыкального стиля всерьез рассматривают Утесова как серьезного джазмена. Скорее, оркестровая музыка, которую исполнял возглавляемый певцом коллектив, была искрометным симбиозом советской массовой песни с элементами джаза. Отечественные музыкальные критики даже изобрели для утесовского стиля термин — «песенный джаз». И здесь первое слово важнее: каком бы стиле ни работал Утесов — песня стояла для него на первом месте. Пожалуй, творческое кредо великого артиста можно выразить словами, прозвучавшими в песне композитора Модеста Табачникова на стихи поэта Якова Зискинда «Я живу, чтобы песня жила». Эта композиция была написнаа специально для Леонида Утесова:

Я хочу, чтобы песня плыла,
Чтоб летала, в походы ходила.
Я живу, чтобы песня жила
И дорогу к сердцам находила...

Фотография на анонсе В. Мастюков, Б. Трепетов /ТАСС. Основная иллюстрация - кадр из фильма "Веселые ребята".

 

Ссылка на первоисточник
наверх