Двести артистов из семнадцати стран, три «золота», три «серебра» и четыре «бронзы»
Передать свои впечатления от третьего фестиваля «Без границ» непросто, потому что в этом году они соединились с ощущениями от Петербурга, в котором лето задержалось практически на месяц, от его парков, рек, каналов и фонтанов, от непривычно теплого ветра с Невы и сверкающих на солнце золотых шпилей.
Бессменные режиссеры фестивальной программы, Елена Петрикова и Гия Эрадзе решили посвятить ее Петербургу, поэтому многие номера шли в кольце фонтанов, а манеж охраняли два белоснежных льва, очень похожих на тех, что сторожат Адмиралтейскую набережную.
Фонтаны, на обслуживание которых каждый вечер уходит 150 тонн воды, добавили фестивалю волшебства, но сыграли плохую шутку с одним из номеров — дрессированные пеликаны, увидев вместо привычного барьера прозрачные водные струи, расслабились и отказались работать. Вместо того, чтобы по команде дрессировщика взмахивать крыльями и перелетать с тумбы на тумбу, они бродили по манежу, стараясь подойти поближе к воде. А вот попугаи из аттракциона Александра Оноприенко никакого внимания на воду не обратили, четко отработали свой номер и заслуженно получили «серебро».
Вторая серебряная награда досталось силовой паре Duo Medal из Мексики, выступающей в одном из самых старых цирковых жанров — такой номер вполне мог идти на арене цирка на Фонтанке, построенном в Петербурге итальянцем Гаэтано Чинизелли, сто сорок лет назад. Поскольку силовые акробаты используют минимум реквизита и производят впечатление на публику силой и красотой человеческого тела, номер не меняется веками, и в этом весь смысл.
На пресс-конференции перед началом конкурсной программы членов жюри обязательно кто-нибудь спрашивает, как оцениваются номера. Как, например, можно сравнить аттракцион с дрессированными львами и клоунаду? Как поставить рядом акробатов на подкидных досках и соло-жонглера? Все очень просто, объяснил журналистам Эдгард Запашный, ведущий программы (в паре с Алисой Вокс) и член жюри, оценки выставляются по двум позициям: за трюк и за художественное решение. Чтобы получить награду, номер, как правило, должен набрать баллы и за форму, и за содержание. Если какая-то из двух составляющих хромает, на победу можно не рассчитывать.
«Клишник» Джордж Гамми из Ганы, представитель еще одного старинного жанра, получившего свое название от фамилии английского акробата Эдуарда Клишнига, на жюри впечатление не произвел, хотя «человек без костей» (так в начале девятнадцатого века представляли этот трюк) старинные времена демонстрировал фантастические возможности, скручивался на 180 градусов и проползал в теннисную ракетку. А вот китайские акробаты с лассо «взяли» золото, несмотря на то что один из фучжианских акробатов, видимо, от волнения, несколько раз ошибся и немного «смял» номер.
Второе золото получили «Дрессированные львы под руководством Владислава Гончарова» — аттракцион завораживающий и эффектный, хотя в нем нет ни огненного кольца, через которое прыгают звери, ни щелкающего бича, есть только классический, известный из книжек трюк, когда человек кладет голову в пасть льву. А в остальном все очень мягко, без нажима, восемь львов сидят на тумбах и вальяжно, не торопясь, прыгают через спину соседа и поднимаются на задние лапы. Один почему-то все время шаркал передней лапой по гладкой поверхности тумбы, хотя его никто об этом не просил, видимо, готовился к какому-то новому трюку.
Кому жюри отдаст третье золото, было понятно с самого начала, «Иллюзионная трансформация Фаберже» восхитила всех. Под длинным названием скрывается аттракцион, в котором есть не только серия трюков, но и загадка. «Как они это делают?» — спрашивали мы друг друга и к разгадке подобрались только к концу. В любом номере иллюзиониста, то есть фокусника, есть «особенный», реквизит. Здесь это огромные раззолоченные яйца в стиле тех пасхальных подарков, которые знаменитая ювелирная фирма Фаберже готовила к празднику для членов русской императорской фамилии; в каждом, вместо драгоценного букета или цветка, — пара танцовщиков. Яйцо-шкатулка открывается — а дальше начинается шоу с переодеванием. На глазах у публики, но совершенно непонятно, каким образом, танцовщицы меняют наряды. Взмах веера — и платье уже другое.
Костюмы для артистов, расшитые золотом и серебром и сверкающие, как драгоценности, были разработаны и отшиты в мастерских продюсерского центра Гии Эрадзе специально для фестиваля «Без границ». Глядя на все это великолепие, члены международного жюри, в которое вошли директора цирковых компаний из Турции, Монголии, Казахстана, Китая, Аргентины, Вьетнама и Франции, хором сказали: «Этот фестиваль обречен на успех». Генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков с таким прогнозом согласился и добавил, что границы у фестиваля «Без границ», к сожалению, все-таки есть — манеж цирка Чинизелли, которому скоро исполнится 147 лет, с трудом вмещает всех желающих выступить на фестивале, не хватает гримерок и места для реквизита. «Но мы все сложности всегда проходили достойно, — сказал он журналистам, — уверен, что пройдем их и сейчас».
Фотографии: Владимир Смирнов/ТАСС.
Свежие комментарии