На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета «Культура»

174 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерьян Смогловский
    И. Вы. Туда же. Культурная. Наша. Со. Своей. Культурой. Разберись. С. Голой. Жопой. И. Пенисом. Машут. Какая. Это. Ку...Ольга Любимова на...
  • Сергей Дмитриев
    Предлагаю почеркаться над экранизацией моих книжек "Проза жизни" и "Ну, что тебе сказать про СэШэА?"В российский прок...
  • Владимир Алтайцев
    Очередное лицемерие. Если  ВВП уважает культуру  и традиции России,  тогда  бы  не  скакали по сценам от крытые педер...Путин высказался ...

Спасти и сохранить: юбилейная выставка Николая Веселовского в Государственном Эрмитаже

Бывает так, что кропотливая работа археолога перерастает полевые раскопки и кабинетные исследования, превращаясь в служение Отечеству и его славе. Это именно случай Николая Веселовского, которому мы обязаны созданием исторической летописи юга России – от Причерноморья до Средней Азии.

В Залах Средней Азии Зимнего двора начала работу выставка «Эпохи, курганы, находки.

К 175-летию со дня рождения Н. И. Веселовского». Николай Иванович по праву может быть назван одним из отцов отечественного востоковедения и археологии. Его деятельность пришлась на золотые годы развития российской исторической науки, с начала восьмидесятых годов позапрошлого века и до революции 1917 года. И о его делах мы можем судить не только восхищаясь драгоценными артефактами, обычно хранящимися в особых кладовых Эрмитажа, но и по многочисленным красноречивым документам, предоставленным для выставки Институтом истории материальной культуры РАН. В них – просьбы, требования, увещевания власть предержащих с одной целью: остановить хищническое разграбление скифских курганов и азиатских гробниц, принять все меры для сохранения материальных следов истории Отчизны. И было мало равных Веселовскому в изучении и фиксации исторических следов на российской земле.

Вот как предварила путешествие по экспозиции куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Татьяна Владимировна Рябкова:

– Веселовским были раскопаны более пятисот курганов, он получил потомственное дворянство благодаря своим работам в археологии. Я не совсем понимаю, как ему удавалось все совмещать: четыре месяца в поле каждый год плюс преподавание в университете. Конференции, участие в работе различных обществ, даже склейка экспонатов и очистка тканей. Он был первооткрывателем, открыл многие археологические культуры: уникальные находки с подробными экспликациями представлены в первых двух залах. Третий зал посвящен работе Веселовского в Средней Азии, именно с него началась работа по музеефикации таких памятников, как мавзолей Гур-Эмир. У нас представлены двери, спасенные накануне землетрясения, которое все разнесло в щепки, сам мавзолей был реконструирован совсем недавно. Уже в то время начиналась работа по чертежам, архитектурным обмерам – сохранением такой информации занимался Николай Иванович Веселовский. Четвертый зал посвящен продолжению работ Веселовского в Эрмитаже. Он пополнял наши коллекции и все эти годы начиная с 1918 года, когда ученый ушел из жизни, эти предметы здесь, хранятся и исследуются, работают археологические экспедиции. Небольшой раздел посвящен Веселовскому-коллекционеру, который покупал на черных рынках наиболее удивительные вещи и сохранял их для науки и будущих поколений. По сути он работал как охранно-спасательный археолог. Он был сконцентрирован на охранной деятельности, предлагал меры по наладке учета памятников, модернизации системы их сохранения. Наша выставка расскажет об ученом в полной мере, – подытожила куратор.

Именно с археологических памятников Средней Азии началась активная работа Веселовского. Затем последовали годы раскопок в Кубанской области и Азовско-Черноморском регионе в целом. В перечне раскопок, проходивших под руководством ученого, самые уникальные варварские захоронения: Келермесские курганы, Майкопский и Ульский курганы, курган Солоха, Золотое кладбище, Мощевая балка и другие. Создатели экспозиции поставили целью показать вещи, которые обычно трудно увидеть на фоне широко демонстрируемых экспонатов. Таков, например, ритон, сосуд для питья, который куратор называет не иначе, как замечательный. Он был раскопан под Симферополем, на земле помещицы Талаевой. Ритон изготовлен из рога благородного оленя и окован серебром. Он впервые был склеен Веселовским, но впоследствии склейка начала разрушаться. Потребовалась огромная работа реставратора Натальи Васильевой, которая собрала его из обломков. Теперь рог продублирован на современную основу и радует взоры посетителей, а ведь это четвертый век до нашей эры, апогей развития скифской культуры в Крыму.

Следующий экспонат, который не может не привлечь внимания – панафинейская амфора конца пятого века до нашей эры, раскопанная Веселовским в Южном Елизаветинском кургане в 1913 году. Амфора оказалась присыпана землей, ее не заметили грабители, она была извлечена практически без утрат, вклеен один лишь небольшой фрагмент. Амфора была расписана в чернофигурной технике, рисунок процарапывался, потом все несколько раз подвергалось обжигу. На одной стороне изображена сцена кулачного боя, с другой – богиня Афина со своим щитом, украшенным горгонеей, охранным знаком, изображающим голову Медузы Горгоны. Рядом на колонах сидят петухи, знаки воинской доблести и неукротимой воли к победе. Такие амфоры служили наградой на панафинейских играх, изготовление их для любой мастерской было честью. Победители получали эти амфоры, наполненные оливковым маслом, какая-то их часть продавалась и они попадали в варварские памятники именно таким путем – невозможно представить, что погребенный в Южном Елизаветинском кургане вождь был участником игр, куда допускались одни только греки. Но этот человек был большим поклонником эллинской культуры. Кроме этой панафинейской амфоры в могиле обнаружили два кратера для смешивания вина, свидетельствующие, что покойник при жизни был симпосиастом и участвовал в буйных мужских пирушках. Также в кургане были найдены фрагменты роскошнейшей гидрии со сценами брачного пиршества, которые использовались античными мастерами в изображениях моментов перехода – из детства в зрелось, из жизни в смерть. Люди, ставившие такую вещь в погребение, понимали, о чем идет речь, были погружены в античную культуру. Впрочем, все остальное в том кургане свидетельствует о варварских обычаях погребения: огромные мечи, захоронения лошадей и слуг.

И, конечно, абсолютный восторг вызывает идеально сохранившийся золотой гребень из кургана Солоха, датируемый рубежом пятого-четвертого веков до нашей эры, который раскапывался Веселовским в 1912-13 годах. «Это совершенное произведение греческого искусства, как Парфенон, – рассказывает Татьяна Рябкова. – По той же схеме построена композиция гребня. Есть основания полагать, что боковые зубчики были убраны для того, чтобы сделать композицию более совершенной. Сами зубцы напоминают колонны, львы – это антаблемент. Существует обоснованное предположение, что на гребне изображена сцена боя скифского царя Октамасада и его брата Орика против их третьего брата Скила. Дело сводится к истории этнического конфликта, который развернулся в Северном Причерноморье. С шестого века до нашей эры здесь появляются греческие города-государства, живущие по своим законам и традициям. Окрестные кочевники знакомятся с их обычаями и очень часто их не принимают. В частности, скифы считали, что божество, которое делает своих последователей безумными, не имеет право на существование. Речь идет о греческих мистериальных культах, когда употреблялись горячительные напитки, а люди вели себя с точки зрения скифов абсолютно непристойно. У скифов был царь Скил, сын скифа и гречанки, который участвовал в таких культах. Естественно, Скила стали свергать, и считается, что именно этот момент борьбы с его родными братьями запечатлен на гребне. Таким образом перед нами конфликт двух культур. По истории, рассказанной Геродотом, Скил убежал к фракийцам, а эта вещь дошла до наших дней непотревоженной».

Непотревоженность – ключевое слово, если мы говорим о работе Веселовского. Он прилагал колоссальные силы для сбережения исторических артефактов в условиях правового нигилизма, характерного для того времени. Закубанские земли только недавно были присоединены к России, опустевшие аулы стали заселяться людьми, которые поняли, что, поскольку в Керчи почти легально работал рынок по сбыту древностей, можно легко поправить свое материальное положение. Они начали активно раскапывать курганы. Веселовский многое скупал на черных рынках, просил кубанские власти применить меры к раскопщикам, которые лезли в курганы не только на частных, но и на казенных землях. Особо отметим, что разговоров про такие научные инициативы, как фиксация памятников, создание их чертежей, перед Веселовским также не стояло. Ученый должен был лишь предоставить в Археологическую комиссию отчет и предметы, самые красивые из которых предназначались для обозрения их императорским величеством. Сейчас вопрос сохранения археологических памятников не менее актуален. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем вступительном слове к выставке особо указывает: «И сегодня деятельность «черных копателей» реально лишает музеи десятков шедевров скифо-сарматского искусства». А, значит, Николай Веселовский продолжает оставаться примером для новых поколений ученых и археологов.

Выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н. И. Веселовского» открыта до 26 января 2025 года.

Фото: Евгений Хакназаров

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх